Добро пожаловать!

 

Любимые фильмы 2018 года по версии главного редактора журнала CinemaFlood

Вслед за авторами подводит итоги уходящего 2018 года и главный редактор посредством своей большой подборки фильмов.

Принцип отбора прежний: кино с мировой премьерой в 2018 году. Ленты, представленные в топе, были в российском прокате, на кинофестивалях или онлайн-платформах.

Некоторые картины этого года отметили наградами и вниманием на международных кинофестивалях. Другим повезло меньше: их показы оказались не очень-то заметными, причём как у критиков, которые решили обделить фильмы полновесными рецензиями, так и у зрителей, которые не стали рисковать, смотря кино, о котором мало что известно.

Здесь 30 картин (поровну игровых и документальных соответственно), которые, несмотря на специфичность затрагиваемых тем, неоднозначную позицию и нетривиальное восприятие, на мой взгляд, заслуживают зрительского внимания. Список представлен в алфавитном порядке.

Ангел / El ángel / The Angel (2018, Аргентина, Испания)
Режиссёр: Луис Ортега / Luis Ortega
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Аргентинец Луис Ортега вместе с братьями Альмодовар (они выступили как продюсеры) снял криминальный байопик о реальном серийном убийце Карлосе Робледо Пуче, который по сей день отбывает пожизненное заключение за целый ряд убийств, изнасилований и ограблений.

Жестокость, смешанная с нетривиальным юмором и эпичными, атмосферными танцами (на костях, так что берегитесь, моралисты!). Динамичный сюжет приковывает внимание, а исполнитель главной роли Лорензо Ферро (дебютная роль в кино) тонко балансирует между морем абсурда (в которое «Ангел» так и норовит окунуться, ведомый Педро Альмодоваром), сексуальным напряжением, подростковым бунтарством и, кажется, психологической травмой своего персонажа.

Апгрейд / Upgrade (2018, Австралия)
Режиссёр: Ли Уоннелл / Leigh Whannell
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль «На юг через юго-запад» / 25th South by Southwest Film Festival (2018)

Франшиза хорроров «Астрал» проклята (в хорошем смысле): Джеймс Ван, сняв первую и вторую часть, сделал «Аквамена» для DC; Ли Уоннелл после «Астрала 3» создал «Апгрейд». Это серьёзный фантастический боевик с рейтингом R о Земле будущего (привет, повсеместная автоматизация), имеются аллюзии на «Робокопа» и «Бегущего по лезвию». «Веном здорового человека», как прозвали фильм киноманы, и это отчасти действительно так.

За 100 минут хронометража главный герой (актёр, похожий одновременно на Тома Харди и Джона Бернтала, причём не только внешне) побывает в пучине футуристического триллера и мрачного детектива, а также сразиться с плохими парнями, с самим собой и… spoilers.

Ваша ненависть / The Hate U Give (2018, США)
Режиссёр: Джордж Тиллман мл. / George Tillman Jr.
Мировая премьера: 43-й кинофестиваль в Торонто / 43rd Toronto International Film Festival (2018)

В 2018-м на Западе посредством художественных фильмов начали всё чаще говорить о расовой дискриминации. «Ваша ненависть» — из этой когорты. Если Спайк Ли в «Чёрном клановце» оборачивает антирасистский посыл в обёртку комедии, а в финале зритель получает «удар прикладом по виску» документальной хроникой, то Джордж Тиллман мл. мягко вводит этот же посыл в подростковую драму.

Афроамериканский режиссёр рассказывает о проблемах расизма, в частности среди белых полицейских. Словом, это кино про афроамериканцев, снятое афроамериканцем для всех. Тема, затрагиваемая лентой (особенно на фоне недавних шествий националистов в США), отлично раскрывается, пусть и предлагая в финале несколько однобокий взгляд на проблему в формате «только протест, все белые — зло».

Глубокие реки (2018, Россия)
Режиссёр: Владимир Битоков
Мировая премьера: 53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

Крайне незаметно в этом году прошёл победитель «Кинотавра» в конкурсе дебютов — полнометражный фильм Владимира Битокова, выпускника мастерской Александра Сокурова. В отличие от «Кислоты» (картина воспитанника «Гоголь-центра» Александра Горчилина также взяла приз за лучший дебют), о которой не высказался только ленивый, в «Глубоких реках» продюсеры, вероятно, не нашли за что зацепиться; кино вышло в ограниченный прокат всего на 15 копиях (!).

А зря. Ведь это очень выразительный, подчёркивающий национальные аспекты Кабардино-Балкарии и одновременно с этим мрачный фильм о семье условных «кулаков» и посёлке, где царит нищета и безделье. Ленту пронизывает жуткий саспенс и латентная жестокость, выход которой наружу мы увидим лишь в финале. Как и в «Тесноте» Кантемира Балагова, однокурсника Битокова, здесь также имеется сцена с тесными семейными объятиями: родные люди душат друг друга, жить с ними невозможно, только пытаться выжить. Или сбежать.

Лето (2018, Россия)
Режиссёр: Кирилл Серебренников
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

История ленинградского рок-клуба, звёздного Майка Науменко и юного Виктора Цоя, пришедшего на рок-сцену с пачкой черновиков за спиной — больше, чем просто художественный фильм о маленьком отрезке жизни реальных людей. Добро пожаловать в мир ленинградского рок-андеграунда и советских людей, которые могут петь в электричке «Psycho Killer» Talking Heads, а в телефонной будке, прячась от дождя — «Perfect day» Лу Рида. Перед нами чёрно-белый постмодерн с налётом ностальгического реквиема по поколению, быть может, последних «настоящих русских рокеров», снятый без излишней театральности, присущей предыдущим работам Серебренникова.

Музей / Museo / Museum (2018, Мексика)
Режиссёр: Алонсо Руис Палашиос / Alonso Ruiz Palacios
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Второй полный метр Алонсо Руиса Палашиоса переносит на экран реальную историю ограбления Национального музея антропологии Мехико в 1985 году. Разве что изначально криминальная история у мексиканца превращается в очередной жанровый гибрид, базирующийся на трагикомедии: помимо истории о воровстве музейных ценностей, здесь есть и яркая семейная драма, раскрывающая подноготную главного героя, и политическая сатира (прекрасный эпизод, в котором выясняется, кто, что именно и у кого украл), и трансформация социума, у членов которого после вести об ограблении внезапно проснулись то ли патриотические, то ли культурные коды. По сути, конечно, это кино о том, что по-настоящему ценное нечто определяется исключительно тогда, когда вместо него возникает пустота.

Наследницы / Las herederas / The Heiresses (2018, Парагвай, Германия, Уругвай, Бразилия, Норвегия, Франция)
Режиссёр: Марсело Мартинесси / Marcelo Martinessi
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Дебютант из Парагвая Марсело Мартинесси показал в этом году фильм об однополой любви двух зрелых женщин, которые уже 30 лет живут вместе. У Челы и Чикиты есть наследство, неплохой дом и служанка, однако деньги вот-вот закончатся. Обстоятельства давят на женщин, в результате чего их жизнь кардинально меняется. В кадре почти нет мужчин, это характерное женское кино, снятое при этом мужчиной. Очень тонкий, чувственный фильм, декларирующий два важных постулата: 1) любовь не живёт три года (Бегбедер всех обманывал); 2) одна любовь сменяется другой — так бывает, это нормально.

Наше время / Nuestro tiempo / Our Time (2018, Мексика, Франция, Германия, Дания, Швеция)
Режиссёр: Карлос Рейгадас / Carlos Reygadas
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Кинематографическая ода (впрочем, скорее трёхактный спектакль с антрактом) полиамории от мексиканца Карлоса Рейгадаса. Латиноамериканская провинция, быки, лошади, дети и любовный треугольник не совсем традиционного формата. Игры с чувствами со стороны творческой интеллигенции приобретают яркий окрас, эмоции сменяются панорамами ранчо, разъярёнными быками или бегом облаков. При всём раздолье окружающего пространства пресловутые «свободные отношения» без детальных договорённостей привели к тому, что главные герои, оказавшись в глобальной несвободе, пытаются спасти любовь. Или «пытаются», здесь уж как посмотреть.

Простите за беспокойство / Sorry to Bother You (2018, США)
Режиссёр: Бутс Райли / Boots Riley
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Дебютанты «Сандэнса» в этом году особенно радуют. Режиссёр Бутс Райли представил на суд зрителей гиперабсурдную комедию об офисном планктоне во вселенной посткапитализма и (вот это поворот) расизме. Чёрный парень Кассиус с низкой самооценкой без гроша в кармане устраивается на работу в колл-центр. Внезапно он обнаруживает у себя талант говорить «голосом белого человека». Продажи растут, грядёт повышение, но за бортом корпоративного успеха Кассиуса остаются его друзья на рядовых (читай, каторжных) должностях и подруга.

Это настоящий гимн сюрреализма, который по всем фронтам даст прикурить антиутопичности Терри Гиллиама. За полотном абсурда есть и сатира на текущую действительность, и высмеивание расовых и социальных стереотипов. При этом режиссёр выдерживает почти идеальный баланс между смешным и ужасающим.

Пышка / Dumplin’ (2018, США)
Режиссёр: Энн Флетчер / Anne Fletcher
Премьера: Декабрь 2018, США

Кино про бодипозитив, которое мы заслужили. (Не)типичная роль полной девушки снова досталась Даниэль МакДональд (вы могли видеть её в роли рэперши Патрисии в прошлогодней ленте «Патти Кейкс»), а Дженнифер Энистон воплотила образ её матери. В арсенале: шаблонная красавица, стереотипы о женской красоте, проблемы «дочки-матери», история о том, что самое важное внутри, а не снаружи. Помимо этого, есть лёгкий стёб над феминизмом (примечательно, что это происходит в фильме режиссёра-женщины) и не вполне тривиальный финал. Спекулятивных схем минимум, при этом довольно трогательно.

С любовью, Саймон / Love, Simon (2018, США)
Режиссёр: Грег Берланти / Greg Berlanti
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль Mardi Gras / 25th Mardi Gras Film Festival (2018)

Coming-of-age года, который легко затмевает так полюбившуюся многим в прошлом году картину «Зови меня своим именем» Луки Гуаданиньо. В отличие от живописной мистерии итальянца экранизация дебютного романа Бекки Альберталли «Саймон и программа Homo sapiens» имеет вполне конкретную социальную подоплёку.

Фильм Грега Берланти наглядно показывает, что скрываемая сексуальная ориентация создаёт проблемы в том числе и для ничего не подозревающих членов социума, которые привыкли к стандартному формату отношений. Это может прозвучать странно, но «С любовью, Саймон» — хорошее молодёжное кино о геях без ЛГБТ-центризма. Причём хорошее оно именно поэтому: никаких акцентов на том, что ниже пояса, а мягкое обращение к сердцу и голове.

Середина 90-х / Mid90s (2018, США)
Режиссёр: Джона Хилл / Jonah Hill
Мировая премьера: 43-й кинофестиваль в Торонто / 43rd Toronto International Film Festival (2018)

Режиссёрский дебют Джоны Хилла, на сей раз из Торонто. История взросления 13-летнего подростка Стиви и его товарищей. Детально поданная атмосфера американских 90-х с плакатами The Cure, музыкой Кобейна на заднем фоне и футболкой Street Fighter.

Дружба с «плохой» (по мнению мамы и брата Стиви) компанией, взросление на улице, непонимание в семье, подростовый бунт в эпоху отсутствия Интернета и социальных сетей, снятый в формате 4:3. Всё это происходит под отличный саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса, который после просмотра непременно захочется переслушивать снова и снова.

Счастливый Лазарь / Lazzaro felice / Happy as Lazzaro (2018, Италия, Швейцария, Франция, Германия)
Режиссёр: Аличе Рорвахер / Alice Rohrwacher
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Переплетение итальянского неореализма с социальной драмой. Половина фильма о том, как быть счастливым, если ты беден, но рядом люди, которые стараются жить и работать сообща. Вторая половина — о том, как делать добро, оставаясь на заднем плане. Отличная религиозная метафора на тему аскетизма Франциска Ассизского. Добротный сценарий, в котором все моменты повествования детально прописаны. Где-то недалеко от этого фильма летает облако, на котором сидят Феллини с Пазолини и, кивая, твердят невидимому зрителю: «Могут ещё итальянцы, могут!».

Тень / Ying / Shadow (2018, Китай, Гонконг)
Режиссёр: Чжан Имоу / Yimou Zhang
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

После откровенно слабой и пустой голливудской «Великой стены» Чжан Имоу полностью реабилитировался и, вернувшись к эстетике исторической драмы, сделал кино, которое не стыдно поставить в один ряд с «Героем» и «Домом летающих кинжалов». У «Тени» отличный витиеватый сюжет, наблюдать за его развитием стоит особенно внимательно: в ход идут придворные интриги, предательства и семейные перипетии.

Атмосфера с некоторых ракурсов напоминает того же «Героя». Боевые сцены в этом параде театрализованного представления поставлены отменно, ближе к финалу нас ждёт срыв покровов (и в прямом, и в переносном смысле), а экран наполнится кровью и потом. Добротное зрительское кино, которое не забывает в отдельных эпизодах напоминать о том, кто его автор.

Утойа, 22 июля / Utøya 22. juli / Utøya: July 22 (2018, Норвегия)
Режиссёр: Эрик Поппе / Erik Poppe
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Воссоздание трагедии 22 июля 2011 года на острове Утойя глазами подростков. Сказать, что это самое страшное кино за как минимум 2018 год — ничего не сказать. Да, мы видели этот приём слежения за событиями посредством «живой» камеры и в «Монстро», и в «Виктории». Но всё это и рядом не стоит с той степенью реализма, которая представлена здесь (разве что документальный «Полёт пули» Беаты Бубенец где-то неподалёку, но проводить параллель между игровым кино и документальным не вполне уместно). Камера Мартина Оттербека, хоть и хаотична, но в то же время очень чётко передаёт необъятную психологическую травму детей в лагере, на который напал террорист.

Интересная деталь: имя Брейвика не упоминается ни в текстовом предисловии, ни по ходу действия, ни на финальных титрах. Поппе явно хотел перетянуть внимание с этой одиозной фигуры на жертв трагедии. Это по-человечески важный фильм, необходимый для рефлексии теракта как в самой Норвегии, так и в целом в мире (неспроста отдельным титром в финале упоминается, что правые радикальные настроения сейчас только возрастают). У Америки есть «Слон» Гаса Ван Сента, а у Норвегии — «Утойя, 22 июля».

Перейти к началу топа

Акварель / Aquarela (2018, Великобритания, Германия, Дания, США)
Режиссёр: Виктор Косаковский
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Монументальное кинополотно о воде, свидетельстве Бога и мелочности человеческого существа в этом бренном мире. Новый киноязык рождается именно здесь. Подробнее — в моей рецензии.

Белая мама / White Mama (2018, Россия)
Режиссёры: Зося Родкевич, Евгения Останина
Мировая премьера: 58-й кинофестиваль в Кракове / 58th Krakow Film Festival (2018)

В отличие от предыдущей работы Зоси Родкевич «Мой друг Борис Немцов», «Белая мама» уходит в другой спектр документалистики и исследует жизнь Алины — женщины, воспитывающей шесть детей от первого брака с мужчиной-эфиопом. В центре истории — приёмный мальчик Даня, которого Алина и её нынешний супруг решили взять из детского дома. Примерно с середины, когда бесконечные истерики Даниила доходят до апофеоза (он агрессивный, злой и гиперактивный), смотреть кино становится крайне сложно.

Несмотря на огромное давление со стороны детей, каждому из которых нужно уделить внимание и подарить тепло, главной героине удаётся сохранить гармонию и любовь, царящие в домашнем очаге этой семьи. Лента — своего рода гимн самоотверженности и подтверждение тезиса о том, что любовь больше всего необходима тем, кто не умеет её принимать.

Бесконечный футбол / Fotbal Infinit / Infinite Football (2018, Румыния)
Режиссёр: Корнелиу Порумбойю / Corneliu Porumboiu
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Своеобразный сиквел (впрочем, скорее вариация на тему) документальной картины Порумбою «Вторая игра». Теперь вместо своего отца, футбольного арбитра, Корнелиу с каменным лицом выслушивает Лаврентиу, брата давнего приятеля режиссёра. Получив в юности травму ступни, Лаврентиу решает придумать новые правила футбола, активизируя один из защитных механизмов психики. Длительные объяснения и диалоги героя с режиссёром наполнены абсурдными и юмористическими моментами.

В итоге получилась ода метафоричности человеческих мечтаний: в кадре возникают 92-летняя старушка, которая 30 лет пытается вернуть земельный участок, отобранный когда-то румынскими коммунистами; её родственник, восславляющий чиновника Лаврентиу за доброту. Быть «румынским Суперменом» — по сути метафора инаковости, меньшинства вкупе со скучной основной работой и идеей, способной перевернуть любимую игру миллионов.

Всему есть цена / The Price of Everything (2018, США)
Режиссёр: Натаниель Кан / Nathaniel Kahn
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Большое количество разношёрстных героев дают зрителю представление о мире современного искусства с разных углов. Натаниель Кан слегка намекает, что искусство сейчас находится примерно там же, где рынок недвижимости в США в конце «нулевых» — на пороге глобальной и глубокой «пятой точки». Впрочем, там, где деньги, всегда есть и сферы интересов.

Мы все умрём, а зайчик из стали, купленный когда-то за сотни тысяч долларов, останется и после нас с ценником в несколько раз больше изначального. А на первом ряду Sotheby’s Вуди Аллена сменит условный Тимоти Шаламе, который будет скупать за шестизначные суммы работы тех же Бэнкси, Кунса или Баскии.

Глаза Орсона Уэллса / The Eyes of Orson Welles (2018, Великобритания)
Режиссёр: Марк Казинс / Mark Cousins
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Письмо режиссёра к гению Орсона Уэллса, выстроенное на сравнительном анализе творчества американского режиссёра, которое Казинс анализирует посредством никому ранее не виданных рисунков и эскизов Уэллса, которые тот рисовал, начиная с 9-летнего возраста. Подробнее — в моей рецензии.

Генезис 2.0 / Genesis 2.0 (2018, Швейцария, Китай, Россия, Южная Корея, США)
Режиссёры: Кристиан Фрай, Максим Арбугаев / Christian Frei, Maxim Arbugaev
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Две истории, сплетённые в одну: наша Арктика, будни охотников за бивнями мамонтов и вселенная биотехнологических научных конгрессов. Благодаря этим ветвям повествования можно проследить путь человечества от прошлого к будущему. Несмотря на внушительный для документального кино хронометраж, лента не даёт заскучать: перед нами незаурядная тематика, уникальные съёмки, современные методы клонирования, которые одновременно вызывают восторг и тревогу за столь неопределённое будущее.

День Победы / Victory Day (2018, Германия, Литва)
Режиссёр: Сергей Лозница
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Сергей Лозница в этом году — настоящий труженик кинематографического «станка»: за 2018 год вышло три его ленты, каждая из которых оказалась на фестивалях в Берлине, Каннах и Венеции. Один день от зари до зари зритель «Дня Победы» проведёт вместе с безмолвной, но очень внимательной камерой в Трептов-парке в Берлине. Там находится памятник советскому воину-освободителю, куда ежегодно съезжаются тысячи людей с разных концов света почтить память предков.

В объективе Лозницы горечь, портреты погибших на войне родственников и те самые «слёзы на глазах» переплетаются с кавказскими народными танцами, потёртыми байкерскими куртками, селфи на фоне памятника и флагштоками ДНР. В документальной картине украинского режиссёра отражаются, кажется, все возможные форматы празднования в стиле «можем повторить», представляя взгляд на память о войне через призму праздничной феерии, а не через травматический сегмент, как это было, например, в «Аустерлице».

На её плечах / On Her Shoulders (2018, США)
Режиссёр: Александрия Бомбэк / Alexandria Bombach
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Тонкий и изящный портрет Нади Мурад, 23-летней жертвы сексуального рабства в ИГИЛ и посла доброй воли ООН. Подробнее — в моей рецензии.

Обмен / قارشلق / Gharshelegh (2018, Иран)
Режиссёр: Реза Голами-Мотлаг / Reza Gholami-Motlagh
Мировая премьера: 28-й кинофестиваль «Послание к человеку» / 28th Message to Man IFF (2018)

Gharshelegh 2018

Кадр из фильма «Обмен» / TMDB

Документальное кино из Ирана, погружающее зрителя в тонкости туркменских традиций, завязанных на ранних браках между мужчиной и женщиной. На северо-востоке Ирана 36-летний Алиреза женился на своей двоюродной сестре из-за такой традиции. Уклад жизни в Тегеране побудил главного героя воспротивиться воле своей семьи. Режиссёр сталкивает консервативный уклад, сохранившийся до наших дней в отдалённых провинциях Ирана, с более современным веянием.

В картине поднимается масса актуальных вопросов — как бороться за свои права в таких обстоятельствах, в чём ценность решений отдельной личности, как действовать при давлении и отрицании родства со стороны родителей. Занимательная история о том, как целые поколения десятилетиями росли с подавленной волей и жили вместе без мало-мальского понимания любви и каких-либо чувств в браке вообще.

Папа Франциск. Человек слова / Pope Francis: A Man of His Word (2018, Швейцария, Ватикан, Италия, Германия, Франция)
Режиссёр: Вим Вендерс / Wim Wenders
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Живой классик немецкого кинематографа Вим Вендерс в последние годы словно взял пример с Вуди Аллена и, как и коллега из Нью-Йорке, каждый год выпускает по фильму. После довольно слабых игровых работ «Прекрасные дни в Аранхуэсе» и «Погружение» Вендерс вернулся в лоно документалистики и снял своего рода летопись о Франциске, нынешнем Папе римском.

Гармоничная нарезка между отрывками из интервью и съёмками, которые запечатлели поездки Франциска в разные страны. Мы наблюдаем, как первый в мировой истории Папа из Нового Света высказывается по вопросам насилия над несовершеннолетними, педофилии, бедности, эксплуатации природных ресурсов и экологии. Вендерс рисует портрет Папы, акцентируя элементы, которые могут вызвать ассоциации (и подтолкнуть к проведению параллели) со святым Франциском Ассизским. В этом году этот святой, кажется, в тренде.

Свидетели Путина / Putin’s Witnesses (2018, Латвия, Швейцария, Чехия, Германия)
Режиссёр: Виталий Манский
Мировая премьера: 53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

После непростого выпуска картины «В лучах солнца» и личной ленты «Родные» документалист Виталий Манский, переехавший несколько лет из России в Латвию, взялся за «Свидетелей Путина» — прыжок в личное прошлое, в 1999–2000, когда сам Манский снимал фильм о предвыборном штабе Владимира Путина. Операция «Преемник» изнутри.

Здесь и взрывы домов «как бы ФСБ» с целью поднять рейтинг малоизвестного тогда премьера, и «семья» с её влиянием и рычагами во время так и не объявленной президентской кампании, и работники предвыборного штаба с их последующей судьбой, в основном незавидной: смерть, тюрьма или оппозиция. Кино выглядит одновременно и как исповедь режиссёра, и как реализация (не)случайно брошенной Наталией Манской фразы в самом начале на тему «сейчас посмотрим, как гаечки-то закрутятся».

Социальные животные / Social Animals (2018, США)
Режиссёр: Джонатан Грин / Jonathan Green
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль «На юг через юго-запад» / 25th South by Southwest Film Festival (2018)

Три истории молодых людей, использующих социальные сети с разными целями. Рост подписчиков, реакции семьи и окружения, успех и разочарование, взлёты и падения. Драйв, юмор, ирония, драма — хороший комплект для увлекательной документальной истории.

Три одинаковых незнакомца / Three Identical Strangers (2018, Великобритания)
Режиссёр: Тим Уордл / Tim Wardle
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Документальное расследование года. Разлучённые много лет назад близнецы спустя 19 лет воссоединились вместе, подняв волну удивлений и восторгов. Череда бесконечных ТВ-шоу и аплодисментов публики сменяется драматичным детективом, когда вскрывается то, к чему, кажется, никто не был готов — ни герои фильма, ни его создатели.

Кино, поднимающее много важных и, к сожалению, не очень популярных вопросов насчёт этики научных исследований. Моральная сторона вопроса наряду с ответственностью людей, занимающихся наукой, встаёт на первый план. Исследуются довольно спорные мотивы этих экспериментов и их травмирующие последствия.

Я – Пол Уокер / I Am Paul Walker (2018, Великобритания)
Режиссёр: Адриан Байтенхайс / Adrian Buitenhuis
Премьера: Август 2018, США

Американский памятный док об актёре Поле Уокере от режиссёра, снявшего до этого картину про Хита Леджера (с аналогичным названием). В ракурсе Адриана Байтенхайса — совсем ещё юный Уокер, отмечающий своё 15-летие с семьёй, его путь от сёрфера до большого актёра. Отдельной главой идёт жизнь Пола после первой части франшизы «Форсаж». Особый акцент документалист делает на том, что Уокер никогда не считал себя актёром: он отказывался от множества предлагаемых ему ролей (а мог бы быть Суперменом!).

Я вижу красных / Je vois rouge / I See Red People (2018, Франция)
Режиссёр: Божина Панайотова / Bojina Panayotova
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Документальный детектив-расследование связей одной семьи с тайной полицией Болгарии, сделанное путём смешения жанров, техник съёмки и форматов. Подробнее — в моей рецензии.

Перейти к началу топа

Обложка: Кадр из фильма «Наше время» / Иноекино

Share Post