Добро пожаловать!

 

Любимые фильмы 2018 года по версии авторов журнала CinemaFlood

Под занавес уходящего 2018 года наши авторы вспоминают фильмы, которые оставили след в сердце и памяти (или, напротив, пронзили органы восприятия стрелой разочарования). Перед вами любимые (и не очень) фильмы 2018 года по версии авторов журнала CinemaFlood.

Принцип отбора, которым решили руководствоваться в этом году, был один: выбирать ленты, чья мировая премьера пришлась на 2018 год. Одни картины были в российском прокате, другие можно было увидеть в рамках кинофестивалей, третьи — на стриминговых платформах.

ВНИМАНИЕ: Некоторые кадры из фильмов, приведённых в топе, могут содержать сцены насилия и жестокости (18+).

Камерная фантастика года

Аннигиляция / Annihilation (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Алекс Гарленд / Alex Garland
Премьера: Февраль 2018, США

Женский дебют года

Выходной / Holiday (2018, Дания, Нидерланды, Швеция)
Режиссёр: Изабелла Эклёф / Isabella Eklöf
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Комедия о любви к себе года

Красотка на всю голову / I Feel Pretty (2018, Китай, США)
Режиссёры: Эбби Кон, Марк Силверштейн / Abby Kohn, Marc Silverstein
Премьера: Апрель 2018, Австралия

Поп-док года

Майя / Matangi/Maya/M.I.A. (2018, Великобритания, США, Шри-Ланка)
Режиссёр: Стив Лавридж / Steve Loveridge
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Трёхчасовой фильм года

Моего брата зовут Роберт, и он идиот / Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot / My Brother’s Name Is Robert and He Is an Idiot (2018, Германия, Франция, Швейцария)
Режиссёр: Филип Грёнинг / Philip Gröning
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Экспериментальный формат года

Не в себе / Unsane (2018, США)
Режиссёр: Стивен Содерберг / Steven Soderbergh
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Самый изысканно продуманный фильм года

Под Сильвер-Лейк / Under the Silver Lake (2018, США)
Режиссёр: Дэвид Роберт Митчелл / David Robert Mitchell
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Десктоп-триллер года

Поиск / Searching (2018, Россия, США)
Режиссёр: Аниш Чаганти / Aneesh Chaganty
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Пол Джаматти года

Частная жизнь / Private Life (2018, США)
Режиссёр: Тамара Дженкинс / Tamara Jenkins
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Юмор года

Чёрный клановец / BlacKkKlansman (2018, США)
Режиссёр: Спайк Ли / Spike Lee
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Перейти к началу топа

1. Баллада Бастера Скраггса / The Ballad of Buster Scruggs (2018, США)
Режиссёры: Итан Коэн, Джоэл Коэн / Ethan Coen, Joel Coen
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

The Ballad of Buster Scruggs 2018

Кадр из фильма «Баллада Бастера Скраггса» / Netflix

Из неполучившегося сериала вышел отличный фильм. Когда вы снимаете кино больше 30 лет, за плечами море успешных картин, наград и верных поклонников, можно уже и устать. К счастью, в случае с Коэнами этого пока не происходит. Они в отличной форме, а жанр коротких новелл позволяет им раскрыть весь свой диапазон: от мелодрамы до инфернального триллера. При этом дальше Дикого Запада вы никуда не движетесь. Чистые Коэны, без примеси.

2. Догмэн / Dogman (2018, Италия, Франция)
Режиссёр: Маттео Гарроне / Matteo Garrone
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Dogman 2018

Кадр из фильма «Догмэн» / A-One Films

«Догмэн» — кино нехитрое, не философствующее попусту, это просто очень качественный жанровый продукт. В то же время с технической стороны к Гарроне практически невозможно придраться. Напряжение и предвкушение взрыва присутствуют с первых минут. В показанном мире, полном жестокости и насилия, есть свои законы, и сюжет развивается в соответствии с ними. Человеку в нём всегда сложно, а будущее туманно. Это тёмная сторона Италии, зачастую скрытая от посторонних глаз. Гарроне не боится её показать честно и без прикрас.

3. Пылающий / Beoning / Burning (2018, Южная Корея)
Режиссёр: Ли Чхан-дон / Lee Chang-dong
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Beoning 2018

Кадр из фильма «Пылающий» / ПРОвзгляд

На большинство вопросов нет ответов, во всяком случае однозначных. Справедливо это не только для жизненных коллизий, но и для интересных фильмов. «Пылающий» — это кино-загадка, тайна, которую очень интересно разгадывать и также интересно обсуждать. Ли Чхан-дон не спешит раскрывать все карты, к чему торопиться? Перед просмотром лучше знать как можно меньше. Может быть, от рассказа Харуки Мураками ничего и не осталось, но этот корейский режиссёр — из тех авторов, которому такое вольное обращение с литературным источником более чем простительно.

4. Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары / Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari / I Do Not Care If We Go Down in History as Barbarians (2018, Румыния, Германия, Болгария, Франция, Чехия)
Режиссёр: Раду Жуде / Radu Jude
Мировая премьера: 53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari 2018

Кадр из фильма «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары» / IMDB

Раду Жуде не привыкать работать с историческим материалом. Естественно, каждый раз говоря о прошлом, рассуждал он о настоящем. В этот раз диалог со зрителем получился особенно острым и многослойным. Многие страны соцлагеря по-прежнему живут своим славным прошлым, зачастую надуманным или несколько приукрашенным. Жуде не боится поднимать неудобные темы, понимая, что, не разобравшись с призраками прошлого века, движения вперёд не будет. Избранный кинематографический метод — стык документального и художественного, где одно плавно перетекает в другое. Так особенно страшно, близко и громко.

5. Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (2018, Дания, Франция, Германия, Швеция)
Режиссёр: Ларс фон Триер / Lars von Trier
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

The House That Jack Built 2018

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» / A-One Films, Russian World Vision

Любой фильм Ларса фон Триера — событие. Вопрос только в том, будет ли это событие со знаком «+» или «-». Триер позволяет себе то, что практически не позволено никому. Да, не обходится без банальностей, самоповторов и самолюбования, но на то он и большой автор. Сомнительные высказывания о Гитлере сделали его персоной нон грата в Каннах — Гитлер будет на экране, а также Сталин и Муссолини; в 2018 году, в разгар #MeToo, когда принято снимать о сильных женщинах, маньяк Джек убивает одних только женщин да детей. Это далеко не всё. Такая творческая свобода не может не вызывать восхищения.

6. Бесконечный футбол / Fotbal Infinit / Infinite Football (2018, Румыния)
Режиссёр: Корнелиу Порумбойю / Corneliu Porumboiu
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Fotbal Infinit 2018

Кадр из фильма «Бесконечный футбол» / IMDB

Главная спортивная игра в Румынии — футбол. Он же отражение бытия в этой стране. Доказал это предыдущий документальный фильм Порумбойю о футболе «Вторая игра». На этот раз румын пошёл ещё дальше. Через своего героя, мелкого чиновника Лаврентиу, ему удаётся рассказать о жизни поколения, пережившего революцию 1989 года. Смятение, непонимание своего места в жизни, ощущение, что всё складывается как-то не так — всё это можно списать на старую футбольную травму. Ну а тогда футбольные правила необходимо поменять. Сколько человеческих судеб удастся спасти! Супергерой, которого мы не ждали, о котором никто не знает, которого, возможно, никогда и не оценят по достоинству — только в «Бесконечном футболе»!

7. Братья Систерс / The Sisters Brothers (2018, Франция, Испания, Румыния, США, Бельгия)
Режиссёр: Жак Одиар / Jacques Audiard
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

The Sisters Brothers 2018

Кадр из фильма «Братья Систерс» / Парадиз

В последние годы жанр вестерна снова в моде. Правда от классических образцов жанра или даже спагетти-вестернов остались только место и время действия. Первый англоязычный фильм француза Жака Одиара, снятый в Румынии и Испании, с по-настоящему звёздным актёрским составом — фактически пацифистский, а местами даже утопический вестерн. Здесь мужская дружба и семейные отношения побеждают жажду наживы и желание убивать. Не все герои доживут до финала, но для выживших путешествие по западному побережью Штатов изменит жизнь навсегда.

8. Магазинные воришки / Manbiki kazoku / Shoplifters (2018, Япония)
Режиссёр: Хирокадзу Корээда / Hirokazu Koreeda
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Manbiki kazoku 2018

Кадр из фильма «Магазинные воришки» / Russian World Vision

Пока многие режиссёры экспериментируют с киноязыком и ищут новые формы выражения, Корээда снимает нарочито простое и бесхитростное кино, но точно искреннее и с интересным социальным подтекстом. Семья Сибата совсем не такая, как кажется на первый взгляд. Им живётся непросто, но режиссёр не давит на слёзные железы и не пытается показать ужасы японского дна. Он отстраненно, внимательно и с пониманием относится к их быту. Вообще грань между добром и злом в «Воришках» просматривается с трудом, герои тоже не делятся на белых и чёрных. Мир гораздо сложнее.

9. Виновный / Den skyldige / The Guilty (2018, Дания)
Режиссёр: Густав Мёллер / Gustav Möller
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Den Skyldige 2018

Кадр из фильма «Виновный» / IMDB

Жанр монотриллера — закрытое пространство, одно главное действующее лицо, обилие событий, происходящих за кадром, — требует идеально выстроенной драматургии. Только тогда конструкция не будет казаться ходульной и надуманной, игрой в жанр с сомнительными целями. Дебютанту Мёллеру и главной звезде фильма актёру Якобу Сёдергрену удаётся преуспеть. Менее чем за 90 минут история несколько раз успеет сменить направление, постоянно сохраняя напряжение и нерв. Отношение к герою будет меняться по синусоиде. Выдающийся монтаж звука позволяет окунуться в центр событий, которые происходят на другом конце телефонной линии. Неудивительно, что американская адаптация уже готовится к производству.

10. Лето (2018, Россия)
Режиссёр: Кирилл Серебренников
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Лето 2018

Кадр из фильма «Лето» / WDSSPR

Формально поставленный в центр внимания любовный треугольник — лишь фундамент для повествования, повод окунуться в эпоху бурной жизни Ленинградского рок-клуба. Молодые актёры (даже в эпизодических ролях) не дают фильму ни на секунду сбавить обороты. Сюжет здесь не так и важен, это срез эпохи, поколения, пусть даже и ушедшего вместе с Советским Союзом. Тоска по свободе, желание изменить мир и просто быть услышанным, особенно когда тебе ещё нет 30-ти и кажется, что всё возможно, никуда не делись и не денутся. Уж в этом можно точно не сомневаться. Можно отправиться в 80-е в почившую с миром страну, но остаться при этом актуальным художественным высказыванием.

Перейти к началу топа

Мэнди / Mandy (2018, США, Бельгия, Великобритания)
Режиссёр: Панос Косматос / Panos Cosmatos
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Mandy 2018

Кадр из фильма «Мэнди» / IMDB

Это не только запоминающийся камбэк Николаса Кейджа, чья мимика в «Мэнди» также разлетится на мемы, но ещё и настоящий визуальный психоделический трип. Под фильтрами и электронной музыки стиля киберпанка Панос Косматос пугает, запутывает и оставляет просто ни с чем неподготовленного зрителя. В конце аудитория способна разозлиться на режиссёра и усомниться в качестве фильма, задавая лишние вопросы о сюжете, истории и идее картины. По Косматосу трэш — это новая реальность. Когда все скупают билеты на мелодрамы и линейные драмы, где-то в соседнем кинотеатре появляется Николас Кейдж с бензопилой. А это более действенный способ рассказать о людях и их сущности, чем через призму социального реализма.

Рома / Roma (2018, Мексика, США)
Режиссёр: Альфонсо Куарон / Alfonso Cuarón
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Roma 2018

Кадр из фильма «Рома» / Netflix

Фильм войдёт в историю кино не только победой на Венецианском кинофестивале, но и как пример коллаборации онлайн-кинотеатров и классической экранной индустрии. Netflix пошёл против своего регламента ради проката нового фильма Альфонсо Куарона. Возможно, всё вышесказанное звучит как идеальный пресс-релиз, но через десяток лет такой феномен будет изучаться в разных киношколах. Альфонсо Куарон снял медитативное, очень личное и поэтическое кино, возвращаясь в собственный национальный кинематограф.

Его монохромная «Рома» представляет собой целую картину мира глазами простой мексиканской женщины, поэтому режиссёр вальсирует между личной драмой и кризисом нации. Куарон словно повторяет судьбу Павла Павликовского — тот после успешной карьеры в британском кинематографе возвращается в родную Польшу и снимает оскаровскую «Иду». В такой же ситуации оказывается и Альфонсо Куарон, чья последняя картина заимствует много символов его предыдущих работ — океана и волн.

Дикая жизнь / Wildlife (2018, США)
Режиссёр: Пол Дано / Paul Dano
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Wildlife 2018

Кадр из фильма «Дикая жизнь» / Capella Film

Динамика семейных отношений — это вечная тема в любом виде искусства, однако только кинематограф старается по-своему применять новые формы для её освещения. В дебюте Пола Дано эпоха Baby boomers даёт трещину, предрекая собственный закат в середине 60-х, но режиссёр не концентрируется на всей американской нации, а выбирает взамен камерную историю.

Актёрские образы и их ювелирное исполнение благодаря Кэри Маллиган и Джейку Джилленхола формируют повествование, и в конце картина преподносится в формате читки пьесы. Эмоциональность, мимика и движения — это самые хрупкие элементы у Пола Дано. В таком случае он доверяется фотографии, чтобы запечатлеть статичность, однако у его экранной семьи это сделать невозможно.

Холодная война / Zimna wojna / Cold War (2018, Польша, Великобритания, Франция)
Режиссёр: Павел Павликовский / Pawel Pawlikowski
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Zimna wojna 2018

Кадр из фильма «Холодная война» / Централ Партнершип

У Павла Павликовского особое отношение к чёрно-белой палитре, которое можно заметить только при просмотре его двух последних картин. Такой хтонический стиль он использует для путешествия в прошлое, интимное и эмоциональное. Таким образом, именно монохромные тона обнажают самые личные фрагменты польской истории, просто двух влюблённых людей и самой жизни режиссёра, пока другие используют чёрно-белый цвет, чтобы скрыть это.

Пылающий / Beoning / Burning (2018, Южная Корея)
Режиссёр:
Ли Чхан-дон / Lee Chang-dong
Мировая премьера:
71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Beoning 2018

Кадр из фильма «Пылающий» / ПРОвзгляд

У Ли Чхан-дона очень грамотно выстроен ритм жанра триллера, где после финала есть определённое послевкусие — чувство скрытности, непонимания и загадочности. Вроде жанровое кино, но абсолютно фестивальное, разгадка которого может прийти не сразу или вовсе никогда. В отличие от литературного источника (рассказ «Сжечь сарай» Харуки Мураками), где сюжет строится прямолинейным способом, «Пылающий» с каждой сценой задаёт всё больше новых вопросов.

С Новым годом, Колин Бёстед / Happy New Year, Colin Burstead. (2018, Великобритания)
Режиссёр:
Бен Уитли / Ben Wheatley
Мировая премьера:
62-й Лондонский кинофестиваль / 62nd BFI London Film Festival (2018)

Happy New Year, Colin Burstead 2018

Кадр из фильма «С Новым годом, Колин Бёстед» / IMDB

У Бена Уитли все фильмы непохожи друг на друга. Возможно, когда у режиссёра нет одного-единственного стиля, то это сразу минус его творческим работам, но это не так. Это может быть антиутопия, театральный экшн, драма или мелодрама. В своём новом фильме у него получается английская комедия положений. Это настоящее попурри абсурдных, ироничных, но абсолютно реальных происшествий из жизни одной большой семьи. Это не «Монти Пайтон» и не «Чёрная гадюка», хотя тонкий английский юмор здесь также присутствует, но драмеди, где главные герои фильма «Август» покажутся просто напридуманными.

Лето (2018, Россия)
Режиссёр: Кирилл Серебренников
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Лето 2018

Кадр из фильма «Лето» / WDSSPR

Если отложить в сторону историю Кирилла Серебренникова, которая теперь будет преследовать его новую картину всю жизнь, то «Лето» получается уникальным произведением уже по своей самобытности. Авангардный подход к анализу мира художника напоминает фильмы-фантазии Питера Гринуэя. Конечно, Серебренников не уходил «во все тяжкие» и не сильно экспериментировал с реальными «документами», оставляя элементы байопика для особо «нервных» зрителей. Праздник свободы творчества должен читаться даже без частых упоминаний фамилии режиссёра, но скорее всего это случится только через пару десятков лет.

Человек, который убил Дон Кихота / The Man Who Killed Don Quixote (2018, Испания, Бельгия, Франция, Португалия, Великобритания)
Режиссёр: Терри Гиллиам / Terry Gilliam
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

The Man Who Killed Don Quixote 2018

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота» / Cinema Prestige

Это квинтэссенция всего Гиллиама. Режиссёр выбирает необычную структуру повествования, начиная с реального времени, чтобы зрители отследили начало действия, и заканчивая совершенно ирреальными элементами, для которых нужна вся магия кино. Ещё в 70-е, пока не было бума CGI технологий, режиссёр создавал невероятной конструкции фэнтези-миры, где реальность вступает в диалог с фантастикой. Нелепость и дикость вперемешку с комичностью — это Санчо Пансо Терри Гиллиама в течение всего его творчества, пока он предстаёт странствующим рыцарем печального образа в своих придуманных мирах.

Богемская рапсодия / Bohemian Rhapsody (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Брайан Сингер / Bryan Singer
Премьера: Октябрь 2018, Великобритания

Bohemian Rhapsody 2018

Кадр из фильма «Богемская рапсодия» / Двадцатый Век Фокс

Критику на «Богемскую рапсодию» можно сравнить с британской пастой Marmite, которую можно либо ненавидеть, либо любить. В действительности это «лакомство» не всем по вкусу, но маркетологи товара используют это в свою пользу, зная двойственность товара. Несмотря на противоречивость, фильм Брайна Сингера — это образец субъективного, сенсорного кино. Поэтому по подобию песни «Bohemian Rhapsody», где также нет драматургии, чувства времени и иногда даже смысла, фильм выстроен на одной эмоции, музыкальности и драйве.

Пепел – самый чистый белый / Jiang hu er nv / Ash Is Purest White (2018, Китай, Франция, Япония)
Режиссёр: Цзя Чжанкэ / Zhangke Jia
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Jiang hu er nv 2018

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» / IMDB

Фильм совершенно не стыкуется с собственной жанровой «оболочкой» гангстерской драмы. Реализм доходит до абсурдности — ещё чуть-чуть и всё сойдут с ума, но нет, именно так режиссёр видит мир, все перемены в китайском обществе за последние почти два десятилетия. Долгие два с половиной часа не становятся помехой картине. Каждая сцена меняет восприятие ленты, поэтому после очередного момента начинается совершенно новая история и другое кино. Такое непостоянство сравнимо только с течением времени, которое как раз тестирует режиссёр на своих героях, однако совершенно неясно, прошли ли они его.

Перейти к началу топа

ЛУЧШЕЕ

Суспирия / Suspiria (2018, Италия, США)
Режиссёр: Лука Гуаданьино / Luca Guadagnino
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Suspiria 2018

Кадр из фильма «Суспирия» / Вольга

«Суспирия» — феноменальный ремейк, источающий тёмные чары. Как истинная ведьма, эта картина одновременно ужасает и лишает воли, делая зрителя покорным и не способным противостоять злу. Тончайшая проработка каждого аспекта обнажает в новой ленте Луки Гуаданьино предельную одержимость киноискусством. По-настоящему монументальный труд, что не прячется в тени оригинала, но и не заявляет громко о намерении потеснить его. Отчаянный взгляд на разгул феминизма без стеснения огрызнуться изнеженной публике в лицо.

Американские животные / American Animals (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Барт Лэйтон / Bart Layton
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

American Animals 2018

Сцена из фильма «Американские животные» / Film4

Интереснейшим образом сплетённый гибрид из документального и игрового кино, чей оригинальный, наполненный иронией (подчас горькой) сценарий добавляет очков в копилку жанра ограблений. Поучительная история про наивных подростков, решивших переступить черту, идеально иллюстрирует характеры поколения Y. Авторы показали здесь не только актёров, но и реальных людей, чьи судьбы легли в основу сценария.

Догмэн / Dogman (2018, Италия, Франция)
Режиссёр: Маттео Гарроне / Matteo Garrone
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Dogman 2018

Кадр из фильма «Догмэн» / A-One Films

Изящно поставленная драма о маленьком человеке. Посеяв в итальянскую почву простой универсальный сюжет, Гарроне в который раз показал нам Италию отличную от той, что изображается на открытках и туристических брошюрах. С присущей всей итальянской школе кино эстетичностью он добился того, чтобы даже обшарпанная бетонная застройка, даже серый замызганный морской пеной пустырь не отталкивал, а напротив погружал бы зрителя. Погружал и знакомил с трагедией героя, блистательно исполненного миниатюрным Марчелло Фонте.

Остров собак / Isle of Dogs (2018, Германия, США)
Режиссёр: Уэс Андерсон / Wes Anderson
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Isle of Dogs 2018

Кадр из фильма «Остров собак» / Двадцатый Век Фокс

Кажется, что на Земле не осталось человека, которому нужно было бы объяснять, за что стоит любить работы Уэса Андерсона. В этой трогательной балладе о любви к преданным питомцам Андерсон не говорит ничего нового, но искусно пользуется привычным инструментарием. Ситуации, в которые попадают чудаковатые герои, высококлассная кукольная анимация, звёздный состав в озвучке и кропотливо воссозданный сеттинг Японии — всё это не оставляет шансов устоять перед прекрасным мультфильмом.

Братья Систерс / The Sisters Brothers (2018, Франция, Испания, Румыния, США, Бельгия)
Режиссёр: Жак Одиар / Jacques Audiard
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

The Sisters Brothers 2018

Кадр из фильма «Братья Систерс» / Парадиз

Одияр в этом году разорвал шаблоны. Вместо грязных пригородов Парижа сочные пейзажи прерий, вместо обитателей маргинальных районов, вынужденных выгрызать из цепких когтей судьбы своё существование — два легкомысленных, любимых фортуной балбеса. Но даже в таком начисто американском жанре проступает истинно французское искание метафизических истин и мечтание о равенстве, которое идёт рука об руку с прекрасной сюжетной основой и отличной игрой Джона Си Райли и Хоакина Феникса.

ХУДШЕЕ

Красный воробей / Red Sparrow (2018, США)
Режиссёр: Френсис Лоуренс / Francis Lawrence
Премьера: Февраль 2018, Великобритания

Старомодный в плохом смысле слова шпионский боевик с до боли шаблонным изображением «красной угрозы». Бездарный и грубый во всех отношениях порно-рассказ, способный вызвать только смех и ностальгические воспоминания по временам, когда карикатурные полковники и выскочившие из шаржа «братки», олицетворявшие русскую мафию, исполняли роль суперзлодеев в каждом втором фильме родом из США.

Хан Соло: Звёздные войны. Истории / Solo: A Star Wars Story (2018, США)
Режиссёр: Рон Ховард / Ron Howard
Премьера: Май 2018, США

При всех недочётах седьмого эпизода мало кто предполагал, что убийство франшизы Звёздных войн будет происходить столь беспощадно. Вслед за ничего не добавляющей к саге восьмой части спин-офф про Хана Соло точно так же топчется на одном месте и натужно выплёвывает в зрителя ошмётки фансервиса. «Соло» — пример фильма, когда происходящее в кадре заставляет мозг отключиться и моментально забыть произошедшее минуту назад. Сложно.

Перейти к началу топа

Этот год не запомнится в моей памяти какими-то выдающимися картинами, но я могу сказать, что этот год был стильным. Мой топ будет про стиль, а не про глубокую эмоциональную составляющую. Итак, топ-10 самых стильных и запоминающихся фильмов 2018 года по моей версии.

Лето (2018, Россия)
Режиссёр: Кирилл Серебренников
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Лето 2018

Кадр из фильма «Лето» / WDSSPR

Не добавить в топ самых стильных фильмов работу Кирилла Семёновича было бы неправильно. Дело не только в том, что на каждом фестивале люди устраивали тихие пикеты в футболках #FreeKirill, но и в том, что выход этого фильма здорово повлиял на моду и культуру страны в 2018-м. Не верите? А сами вы не начали украдкой слушать песни группы «Кино» и подумывать о том, чтоб выстричь чёлку как у Ирины Старшенбаум после просмотра этого фильма? Во многих журналах даже начали появляться съёмки, вдохновлённые «Летом» (преимущественно в чёрно-белых тонах и на пленку). Спасибо, Кирилл Семёнович, что этим летом я могла ходить в своих любимых странных очках-авиаторах и говорить, что вдохновилась вашим фильмом, а не просто прилетела на машине времени куда-то не туда! И даже быть модной.

Экстаз / Climax (2018, Франция, Бельгия, США)
Режиссёр: Гаспар Ноэ / Gaspar Noé
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Climax 2018

Сцена из фильма «Экстаз» / Вольга

Когда я смотрела этот фильм, вопрос был только один: как его пустили в кинотеатры? Ведь с прокатом его предыдущей работы, «Любовь», были проблемы. Для тех, кто смотрел хотя бы одну работу Ноэ, будет сразу понятно, как лента сюда попала: каждая его картина — вселенная, живущая по своим, особым правилам. Кино с посылом о вреде наркотиков заслужило восторженные отзывы от кинокритиков со всего мира, а вы её ещё не смотрели? Тогда самое время это сделать.

Суспирия / Suspiria (2018, Италия, США)
Режиссёр: Лука Гуаданьино / Luca Guadagnino
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Suspiria 2018

Кадр из фильма «Суспирия» / Вольга

Фильм, ради роли в котором Дакота Джонсон несколько лет занималась балетом, наконец-то вышел на экраны. Помимо Дакоты, в нём снималась Миа Гот и Тильда Суинтон: для вас это всё ещё недостаточно, чтобы заочно назвать его одним из лучших фильмов года? Оператором тут выступил Сэйомбху Мукдипром, который снимал «Зови меня своим именем», так что шикарная визуальная составляющая обеспечена. И вообще, в фильме довольно много исторических отсылок, главное их распознать.

Чёрная Пантера / Black Panther (2018, США, ЮАР, Южная Корея, Австралия)
Режиссёр: Райан Куглер / Ryan Coogler
Премьера: Январь 2018, США

Black Panther 2018

Кадр из фильма «Чёрная Пантера» / WDSSPR

Ни одни мои итоги не могут обойтись без экранизаций комиксов, так повелось. В этом году традициям я изменять не намерена. Поэтому здесь один из самых противоречивых фильмов года «Чёрная Пантера». В моём окружении о нём говорили как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Для меня эта картина — пример того, как в фильмах должна показываться культурно-этническая составляющая. Это самое яркое и красочное кино Marvel Studios. В нём прекрасно всё — от саундтрека, в написании которого принимал участие Кендрик Ламар, до костюмов второстепенных персонажей.

Хрусталь (2018, Беларусь, Германия, США, Россия)
Режиссёр: Дарья Жук
Мировая премьера: 53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

Хрусталь 2018

Кадр из фильма «Хрусталь» / Capella Film

Фильм, кажется, стал одним из самых обсуждаемых фильмов года. Режиссёрский дебют Дарьи Жук рассказывает о девушке из 90-х, которая решила переехать в Америку и работать там диджеем. В общем-то, с задачей передать атмосферу 90-х картина справилась на отлично: хрустальная посуда, знаменитые советские стеллажи, ковры на стенах, яркая одежда и прочие модные вещи тех времён ждут вас в «Хрустале».

Подбросы (2018, Россия, Литва, Ирландия, Франция)
Режиссёр: Иван И. Твердовский
Мировая премьера: 53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

Подбросы 2018

Кадр из фильма «Подбросы» / Русский Репортаж

С новой работой Ивана И. Твердовского дела обстоят куда легче. Он не задаёт моду, он и есть мода (да, это цитата из трека Black Star Mafia). Неоновый свет, ночная Москва, светские мероприятия, проблемы с законом и саундтреки от Луны: если кто и сорвал джекпот всех модных веяний 2018-го, так это точно «Подбросы». Некоторые жалуются, что новый фильм Ивана слегка пустоват. Для этих людей у меня есть совет: научитесь любить глазами, ведь работа оператора и художника по костюмам здесь бесподобна. Отдельное спасибо кастинг-директору: мы все соскучились по шикарной Анне Слю и были рады, что вы открыли миру Дениса Власенко!

Веном / Venom (2018, США, Китай)
Режиссёр: Рубен Фляйшер / Ruben Fleischer
Премьера: Октябрь 2018, США

Venom 2018

Кадр из фильма «Веном» / WDSSPR

Фильм с самым бездарным трейлером за всю историю Marvel Studios тоже здесь. Почему? Хороший вопрос. Потому что этот топ, всё же, должен отдавать чем-то личным, и этим личным будет моя любовь к Тому Харди. Если серьёзно, он очень стильно снят: в харизматичного парня вселяется сущность, которая делает его ещё более сильным и вместе они идут убивать, и всё это нуар-нуар-нуар и пафосные речи. А ещё тут довольно милая любовная линия. Кто знает, может через пару лет маленькие девочки с детства перейдут на плохих парней и будут хотеть быть девушкой Венома, а не Человека-паука.

Богемская рапсодия / Bohemian Rhapsody (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Брайан Сингер / Bryan Singer
Премьера: Октябрь 2018, Великобритания

Bohemian Rhapsody 2018

Кадр из фильма «Богемская рапсодия» / Двадцатый Век Фокс

Фильм о группе Queen в этом году, конечно же, никого не оставил равнодушным. Некоторые восхищались перевоплощением Рами Малека, некоторые кричали, что это кино позорит честь Фредди Меркьюри. Однако, насчет того, что сцены с концертов были сняты отлично и максимально близко к реальности, не спорил никто. И все дружно подпевали в киноазалах.

Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (2018, Дания, Франция, Германия, Швеция)
Режиссёр: Ларс фон Триер / Lars von Trier
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

The House That Jack Built 2018

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» / A-One Films, Russian World Vision

Новая картина персоны нон-грата Каннского кинофестиваля, во время показа которой люди начали выбегать из зала, тоже здесь. На это две причины: я люблю Ларса фон Триера и я русская, а это значит, что ничего чересчур жесткого я не увидела. Убийства, кровь, кровь, кровь. Для вас от Ларса фон Триера: просто, со вкусом и в лучших традициях ужасов. Спасибо A-One Films и Russian World Vision за то, что привезли эту картину в Россию!

Я худею (2018, Россия)
Режиссёр: Алексей Нужный
Премьера: Март 2018, Россия

Я худею 2018

Кадр из фильма «Я худею» / Universal Pictures

Конечно же, куда без рубрики «у кого что болит, тот о том и говорит». На самом деле лента Алексея Нужного достойна быть здесь из-за того, что он просто и с юмором показал действительность русских девушек, не обременяя героиню Саши Бортич всяческими клише на тему веса, ведь тема похудения очень популярна в наши дни (и фильм об этом актуален как никогда). Отмазок больше нет, если не с понедельника, то хоть с 2019 года начни! А «Я худею» будет тебя мотивировать, как бы намекая, что если Саша Бортич смогла, то и ты сможешь.

Перейти к началу топа

УДАЧА ГОДА

Мария Магдалина / Mary Magdalene (2018, Великобритания, США, Австралия)
Режиссёр: Гарт Дэвис / Garth Davis
Премьера: Февраль 2018, Великобритания

Mary Magdalene 2018

Кадр из фильма «Мария Магдалина» / Universal Pictures

Если уж и показывать женское лицо истории, то так, как это сделал Гарт Дэвис. Библейский сюжет, веками мусолившийся то одними, то другими церковниками, философами, затем писателями и киноделами, в данной экранизации обретает вторую жизнь. История Иисуса из Назарета рассказана его верной последовательницей, Марией, которая просто верила. Да, некоторые факты переиначены и приукрашены (источники тоже этим грешат). Да, Хоакин Феникс, пышущий здоровьем, едва тянет на аскета и мученика, но блестящая игра Руни Мары, прекрасные пейзажи и небесный город не могут не покорить своей искренностью.

Вы умрёте, или мы вернем вам деньги / Dead in a Week: Or Your Money Back (2018, Великобритания)
Режиссёр: Том Эдмундс / Tom Edmunds
Мировая премьера: 72-й Эдинбургский кинофестиваль / 72nd Edinburgh International Film Festival (2018)

Dead in a Week Or Your Money Back 2018

Кадр из фильма «Вы умрёте, или мы вернем вам деньги» / Русский Репортаж

Один из лучших фильмов уходящего года, который, впрочем, вряд ли получит какие-либо награды от киноакадемий и престижных критиков, а зря. Пока сценаристы и режиссёры массово перекраивают историю со старыми сюжетами, вычёркивают мужчин и ставят во главе женщин, вплетают нити толерантности и орут про феминизм на каждом углу, Том Эдмунс берёт и снимает смешную, но в то же время очень серьёзную картину о непреходящих ценностях и вечных вопросах, терзающих человечество ещё с античных времён. Несмотря на основательность и важность затронутых тем, жанр чёрной комедии выдержан на ура, а потому предстоит как плакать, так и смеяться. После просмотра вам непременно захочется взять томик Камю, открыть, подумать, захлопнуть и пойти радоваться жизни, такой, какая она есть.

Богемская рапсодия / Bohemian Rhapsody (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Брайан Сингер / Bryan Singer
Премьера: Октябрь 2018, Великобритания

Bohemian Rhapsody 2018

Кадр из фильма «Богемская рапсодия» / Двадцатый Век Фокс

Фильм, обруганный всеми возможными критиками за стерильность и перебарщивание с шоу «Один-в-Один». Вполне возможно, что Саша Барон Коэн был бы лучшим киновоплощением Фредди Меркьюри, а двойники солистов Queen — всё же не солисты знаменитой рок-группы (хотя вопрос очень спорный). Однако картина пронизана неистовым драйвом, гением музыки, заставляющим вторить такту и нести песни дальше. Разве не такую судьбу своего творчества и видели музыканты?

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Ева / Eva (2018, Франция, Бельгия)
Режиссёр: Бенуа Жако / Benoît Jacquot
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Экранизация одноимённого романа британского мастера психологического детектива Джеймса Чейза. В фильме заявлено много интриг: украденное авторство, загадочная женщина, вторгающаяся в жизнь главного героя, таинственные источники дохода и контракты с издательством. Вот только ни одна из этих интриг не разрешается чем-то вразумительным. Темы таланта и бездарности, рока и преступления, за которым следует наказание, звучат многообещающе, но в итоге подаются очень грубо, фактически выкидываются зрителю в лицо: вот вам неожиданный твист, вот вам роковая женщина, а мужа в тюрьме не заказывали — получите. Даже харизматичный дуэт Изабель Юппер и Гаспара Ульеля не смог спасти эту затянутую киноленту.

Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда / Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Дэвид Йейтс / David Yates
Премьера: Ноябрь 2018, Франция

Fantastic Beasts The Crimes of Grindelwald 2018

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» / Warner Bros.

Самый большой обман и разочарование года. После добротного перезапуска магической франшизы на второй фильм было много планов и надежд. Наконец-то у фанатов появился повод сдуть пыль со старых фандомов, начать клепать мемы и писать фанфики. Масла в огонь подливал и каст картины: скандальный Джонни Депп, играющий Геллерта Грин-де-Вальда, и обаятельный Джуд Лоу в роли молодого Альбуса Дамблдора.

Между тем в новых «Фантастических тварях» нет ни преступлений, ни даже тварей, разве что кроме вышеупомянутого Грин-де-Вальда. Обилие сюжетных арок, ведущих в никуда, псевдодрам и неожиданных поворотов наводит на мысль, что сценарий для фильма писали Дарья Донцова и Николас Спаркс в пьяном угаре. Вместо новой сказки для взрослых поклонники Гарри Поттера получили огромную оплеуху и плевок в душу.

Гоголь: Страшная месть (2018, Россия)
Режиссёр: Егор Баранов
Премьера: Август 2018, Россия

Казалось бы, от этой франшизы никто ничего хорошего и не ждал, ведь то, что изначально мертво, умереть не может. Тем не менее, на удивление неплохой «Гоголь: Вий» почти вернул надежду на то, что кинотрилогия всё-таки станет чем-то большим, чем слабой меш-ап пародией. Увы, нет (а счастье было так возможно). В заключительной части создатели попытались впихнуть всё и сразу, забыли только дельные и логичные диалоги главного героя.

Гоголь практически не участвует в происходящем карнавале абсурда, а лишь стоит с каменным лицом, изредка произнося: «Я ничего не понимаю». Зритель тоже ничего не понимает. Но нет худа без добра. Саша Петров, расквитавшись с «Гоголем», начал колесить по стране со стихотворными концертами. Остаётся надеяться, что стихи он пишет лучше, чем играет классика русской литературы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ГОДА

Зои / Zoe (2018, США)
Режиссёр: Дрейк Доримус / Drake Doremus
Мировая премьера: 17-й кинофестиваль Трайбека / 17th Tribeca Film Festival (2018)

Любовь в тумане будущего — возможна ли она? Учёным удалось создать синтетиков — идеальных партнёров для людей, а также сотворить эффект первой влюблённости. Вот только истинны ли эти чувства. На этот вопрос пытаются ответить Коул и Зоуи, работающие в паре. У картины был огромный потенциал стать антиутопией или вполне добротной притчей, но почему-то она просто скатилась в банальную мелодраму.

Распрекрасный принц / Charming (2018, США, Канада)
Режиссёр: Росс Венокур / Ross Venokur
Премьера: Апрель 2018, Испания

Charming 2018

Кадр из мультфильма «Распрекрасный принц» / Вольга

Ожиданий от этого мультфильма было немало: продюсером стал сам Джон Х. Уильямс, человек, который подарил нам всех «Шреков» и «Кота в сапогах». У ленты есть несколько интересных находок: внутренние монологи Распрекрасного, альтернативная подача известных сказок (последнее не то чтобы ново, начало было положено в том же «Шреке», а настоящим стало в сериале «Однажды в сказке»). На этом особенности исчерпываются.

Сценаристы вроде как попытались показать историю сильной и независимой женщины, прикрываясь проклятиями, обрядом инициации и принцем, но в итоге получили сказку про то, как девушка всё отнекивалась от гендерных ролей, а как только встретила подходящего мужика, то сразу же вернулась к патриархату и вот этому всему.

Не волнуйся, он далеко не уйдёт / Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot (2018, Франция, США)
Режиссёр: Гас Ван Сент / Gus Van Sant
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Байопик с элементами трагикомедии о невероятной жизни культового американского карикатуриста Джона Каллахана. С одной стороны, в фильме всё в порядке с сюжетом, а игра Хоакина Феникса, Джоны Хила и Джека Блэка не вызывает ничего, кроме восхищения. С другой стороны, чего-то картине всё-таки не хватает, чтобы она смогла вырваться за рамки пресловутого байопика. Чего-то, что помогло бы преодолеть сухость книжных страниц и забавных зарисулек. Тут и гимн американской мечте, и отдалённые приветы дедушке Фрейду, и немножко психологии успешной личности, но такой коктейль из разных составляющих под конец вызывает лёгкую тошноту и ощущение пустоты.

Перейти к началу топа

Каким бы ни был киногод, критики найдут немало лент, чтобы петь им дифирамбы до окончания наградного сезона. Однако хорошего не бывает много, иначе оно перестанет быть таковым и превратится в посредственное, в однородную безликую массу. Исходя из этого даже пяти удачных фильмов, отобранных по итогам года, может быть достаточно для описания общей картины в сфере кинематографа.

НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЕ ФИЛЬМЫ

Между рядами / In den Gängen / In the Aisles (2018, Германия)
Режиссёр: Томас Штубер / Thomas Stuber
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

In den Gängen 2018

Кадр из фильма «Между рядами» / ПРОвзгляд

Картина о влюблённости складского рабочего в одном из немецких гипермаркетов к своей коллеге сделана очень подробно и с редким вниманием к деталям. Острота проблем, затронутых в ленте, эффект узнавания и мягкая интонация, с которой режиссёр преподносит милую и одновременно грустную историю, убирает скепсис и желание искать недостатки. Это мелодрама из числа тех, что повествуют о не до конца проявленном чувстве. Такие произведения особенно запоминаются и западают в душу, так как обращаются к воображению и романтическому началу в человеке. И классического хэппи-энда, расставляющего все точки над «i», по определению не могут иметь.

На границе миров / Gräns / Border (2018, Швеция, Дания)
Режиссёр: Али Аббаси / Ali Abbasi
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Очень современное кино, трансгрессивное по форме, но весьма доступное и универсальное по содержанию. Главная героиня резко отличается внешностью и особой интуицией от остальных людей и чувствует себя не вполне «своей», хотя и живёт в толерантном скандинавском обществе. Однажды в её жизни появляется мужчина с точно такими же особенностями. Он открывает женщине (и заодно зрителю) простые истины о стереотипах и предрассудках, о человеческой жестокости и указывает ей путь к внутренней свободе. Однако познание себя приводит героиню к пониманию того, что значит быть человеком, и нежеланию убивать в себе идентичность, выработанную до встречи с незнакомцем.

Джейн Фонда: Жизнь в пяти актах / Jane Fonda in Five Acts (2018, США)
Режиссёр: Сьюзен Лейси / Susan Lacy
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Документальный фильм про великую кинозвезду освещает жизнь и карьеру актрисы через её отношения с отцом-актёром, мужем-режиссёром, мужем-активистом, мужем-миллиардером и, в конце концов, с самой собой. Джейн Фонда, красивая элегантная женщина, чей возраст, страшно представить, приближается к 80-ти, откровенно и не без юмора комментирует основные вехи своего пути. Лента содержит много старых и довольно редких фотографий и видеозаписей звезды, кадры с киносъёмок и разного иллюстрирующего материала. Смотрится совершенно не скучно, и есть ощущение, что прикасаешься к величию старого кино, подлинных талантов актёрского и режиссёрского цеха и просто интересных личностей, которых с каждым годом остаётся всё меньше.

Закат / Napszállta / Sunset (2018, Венгрия, Франция)
Режиссёр: Ласло Немеш / László Nemes
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Покорив мировые кинофестивали и «Оскар» «Сыном Саула», венгр Ласло Немеш в новой работе обратился к истории своей страны. В центре повествования — девушка, пытающаяся узнать о своём брате (чья судьба окутана тайной) и найти место под солнцем в условиях, когда семейным магазином теперь владеют другие люди, а общество лихорадит в преддверии грядущих потрясений. Место действия — Австро-Венгрия накануне Первой мировой войны.

Несмотря на тёплый международный приём, картину трудно назвать интернациональной. Лучше всего она будет понятна нациям-наследницам канувшей в небытие империи. Однако кино сделано мастерски, этого не отнять, и после просмотра возникает желание вернуться к нему и получше рассмотреть, как Немешу удалось соорудить на крупных и средних планах главной героини достаточно увлекательный фильм. Велика и заслуга актрисы Юли Якаб, поразившей способностью от начала до конца быть эмоциональным центром и драматургическим средоточием режиссёрского замысла.

Миссия невыполнима: Последствия / Mission: Impossible — Fallout (2018, США, Китай, Франция, Норвегия)
Режиссёр: Кристофер МакКуорри / Christopher McQuarrie
Премьера: Июль 2018, Франция

Mission Impossible Fallout 2018

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» / Централ Партнершип

Вроде бы очередной захватывающий боевик из нестареющей, как и её главная звезда, франшизы, но точно один из лучших в линейке. Под руководством постановщика Кристофера МакКуорри Том Круз совершает невозможное и заряжает энергией даже сцены-связки, а уж эпизод с бегом вообще становится гвоздём программы. Именно задор и азарт, с которым исполнен фильм, поднимает его и возвышает над тем, чем он является по сути — энным блокбастером, где на последних секундах нужно обезвредить бомбу и спасти мир.

Дело вовсе не в обманутых ожиданиях, а в том, что новые творения некоторых киноделов привлекают повышенное внимание и получают положительную реакцию не в силу объективных достоинств, а по причине субъективных факторов: авторитет автора, послужной список, кинокритический консенсус и т.п. Тем интереснее анализировать такие произведения и задаваться вопросом, заслуживают ли они места в истории. Безусловно, список переоценённых фильмов за целый год вряд ли может ограничиться пятью, но автор отобрал именно столько. И да, он (автор) действительно считает эти киноленты плохими.

ГЛАВНЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (2018, Дания, Франция, Германия, Швеция)
Режиссёр: Ларс фон Триер / Lars von Trier
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

The House That Jack Built 2018

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» / A-One Films, Russian World Vision

Не просто разочарование, а в принципе один из худших фильмов года. Вероятно, сам фон Триер был бы рад такой оценке: всё говорит о том, что ради острой реакции он и делал «Джека». Но, к несчастью заскучавшего и уставшего мастера, одна половина киносообщества объявила его новую работу одной из лучших картин года, а другая отнеслась с равнодушием или со снисходительностью. Некоторые критиковали, но довольно вяло.

А режиссёр так старался, внося в фильм о серийном убийце автобиографические элементы, выпячивая своё эго и хорохорясь устами экранного Джека в исполнении Мэтта Диллона. Старался, снимая как можно хуже, чтобы уж никто этого не проглядел: неряшливо монтировал, елозил дёргающейся на уровне пояса камерой, снова и снова проматывал «красочные» сценки, запихивал кадры из собственных прошлых лент. И всё оказалось напрасно. Многие даже не заметили нулевой художественной ценности, как не услышали истерического вопля стареющего творца, желающего того же, что и его герой: чтобы его, наконец, поймали!

Суспирия / Suspiria (2018, Италия, США)
Режиссёр: Лука Гуаданьино / Luca Guadagnino
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Suspiria 2018

Кадр из фильма «Суспирия» / Вольга

Даже и распыляться особенно не хочется по отношению к итальянскому ремесленнику, ремейком арджентовской «Суспирии» подтвердившим свой статус одного из самых переоценённых режиссёров. В его понимании осовремененная классика хоррора невозможна без того, чтобы нагнать мрака на пустом месте, кивнуть в сторону расколовшихся на два лагеря европейских политиков, припомнить коллективную вину за воцарение фашизма. И обязательно предъявить сильную женщину, которая разыграет какую-нибудь многоходовку. Страшно сказать, но оригинальная «Суспирия» при всём её колоссальном влиянии на кинематограф сейчас кажется устаревшей. Однако это не мешает ей в одну калитку выигрывать у бездушного ремейка.

Экстаз / Climax (2018, Франция, Бельгия, США)
Режиссёр: Гаспар Ноэ / Gaspar Noé
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Climax 2018

Кадр из фильма «Экстаз» / Вольга

Фильм начинается за здравие: группа молодых людей демонстрирует пластику и мастерство на танцполе в арендованном помещении. Танцевальный номер блистательно снят одним дублем, и вообще-то очень немногие даже дорогие клипы могли бы составить конкуренцию этому динамичному эпизоду. Но вот начинается многоминутная болтовня персонажей, потом они выпивают сангрию с подмешанной в неё «кислотой», и тут режиссёр садится на своего конька и перестаёт видеть берега.

Градус безумия повышается, иллюстрируя всего лишь простую истину о вреде наркотических веществ. Кто-то захотел увидеть в новой работе аргентинца глубокомысленную философию, но важно уяснить одну вещь о его творчестве: герои Ноэ всячески пытаются заполнить внутреннюю пустоту, а постановщик продолжает городить из этого огород.

Рома / Roma (2018, Мексика, США)
Режиссёр: Альфонсо Куарон / Alfonso Cuarón
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Roma 2018

Кадр из фильма «Рома» / Netflix

Вокруг слышны восторженные возгласы: «Мгновенная классика!», «Шедевр!», а самые престижные премии заблаговременно освобождают место в протоколе для нового фаворита. Поговаривают о восхитительном оммаже итальянскому неореализму, превозносят тщательно выстроенную композицию кадров и восхищаются стильной чёрно-белой картинкой. В чью же честь трубят фанфары, хочется спросить? В честь мексиканца Альфонсо Куарона и его стилистического упражнения (сиречь драмы) под названием «Рома».

Лента, снятая на национальном материале, наполнена многозначительным (и таким навязчивым) символизмом: нужные сцены нужным образом запараллелены, хоть в учебники записывай. Широкие кадры и плавные движения камеры должны, видимо, подчёркивать особое величие происходящего. Если кто забыл, в центре событий — простая как ситцевые трусы история о девушке, которую бросил ухажёр, узнав о её беременности.

Магазинные воришки / Manbiki kazoku / Shoplifters (2018, Япония)
Режиссёр: Хирокадзу Корээда / Hirokazu Koreeda
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Manbiki kazoku 2018

Кадр из фильма «Магазинные воришки» / Russian World Vision

Триумфатор 71-го Каннского кинофестиваля, фильм о группе людей, которые поначалу воспринимаются зрителем как семья, но потом выясняется, что герои — не родственники друг другу, а всего лишь сбившиеся в кучу (а ещё с пути истинного) бедняки, пытающиеся выжить с помощью воровства в супермаркетах. Режиссёр напирает на идею, что родные люди иной раз бывают злыми и жестокими, а чужаки, неравнодушные к участи ближнего, — чуть ли не праведники. Однако эти добряки с благими намерениями, приучающие детей к воровству, не слишком-то думают о последствиях своей «образовательной программы». А вот зритель может и задуматься. И найти посыл ленты сомнительным.

Перейти к началу топа

Все к концу года оглядываются назад, и кинокритики не исключение. Я решила подвести свои субъективные киноитоги года и собрала для вас 5 лучших и 5 худших по моему мнению фильмов.

ЛУЧШЕЕ

Человек, который удивил всех / The Man Who Surprised Everyone (2018, Россия, Эстония, Франция)
Режиссёры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Человек, который удивил всех 2018

Кадр из фильма «Человек, который удивил всех» / ПРОвзгляд

Егор — егерь, суровый сибирский мужик, приличный семьянин с женой и ребёнком. Однако смертельная болезнь переворачивает его жизнь с ног на голову. Картина рассказывает об отчаянии, любви и принятии инаковости.

Для меня самое ценное то, что фильм деконструирует современный российский кинореализм. Начинаясь как типичная лента о тяжёлой жизни в глубинке, он постепенно переходит в абсурд, а заканчивается и вовсе неким чудом.

Экстаз / Climax (2018, Франция, Бельгия, США)
Режиссёр: Гаспар Ноэ / Gaspar Noé
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Climax 2018

Кадр из фильма «Экстаз» / Вольга

Труппа танцоров в одну не самую прекрасную ночь перепила странной сангрии. Бушующее веселье превращается в разрушительный хаос. Фильм завораживает импровизированными танцами, парящей над людьми камерой и безумной Софией Бутеллой.

Подробнее в моей рецензии.

Поддержите девушек / Support the Girls (2018, США)
Режиссёр: Эндрю Буджальски / Andrew Bujalski
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль «На юг через юго-запад» / 25th South by Southwest Film Festival (2018)

Эта скромная инди-картина о придорожной забегаловке с полуголыми официантками не претендует на то, чтобы становиться неким крупным откровением или прорывом в кинематографе. Но, по моему мнению, она заслуживает быть в списке лучшего за год. Картина рассказывает о той стороне жизни, о которой мы редко задумываемся, показывает иной контекст. При этом фильм искренний и цепляющий, в меру трогательный, без ухода в сентиментальные сопли. Очень отдалённо напоминает прошлогодний «Проект Флорида».

Фаворитка / The Favourite (2018, Ирландия, Великобритания, США)
Режиссёр: Йоргос Лантимос / Yorgos Lanthimos
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Йоргос Лантимос отошёл от минималистичной атмосферы и сдержанной игры актёров к гротеску и эмоциональности, показав перипетии при английском королевском дворе. При этом «Фаворитка», как и прошлые работы режиссёра, держат зрителя в постоянном ужасе и оцепенении. Экранное трио Эмма Стоун — Рэйчел Вайс — Оливия Колман просто великолепно, поражает как динамика и химия между ними, так и работа, проделанная каждой актрисой над своим персонажем.

Человек-паук: Через вселенные / Spider-Man: Into the Spider-Verse (2018, США)
Режиссёры: Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман / Bob Persichetti, Peter Ramsey, Rodney Rothman
Премьера: Декабрь 2018, Сингапур

Spider-Man Into the Spider-Verse 2018

Кадр из мультфильма «Человек-паук: Через вселенные» / WDSSPR

Пожалуй, лучший анимационный фильм этого года. Сейчас вообще редко встречается анимация, отличающая от общего потока по стилю и рисовке. А чтобы её выпустили сразу несколько крупных студий — это вообще практически фантастика. Но Marvel, Columbia и Sony не побоялись рискнуть! Визуальный ряд играет с эстетикой комиксов, всеми спич-бабблами и надписями «бабах». При этом таких элементов не так мало, чтобы выбиваться из общей картины, и не так много, чтобы раздражать и перетягивать на себя внимание. Во время финальной битвы анимация вообще тяготеет к абстракции, которая символизирует эмоциональное состояние героя. Сюжет и персонажи вполне достойные внимания, яркая картинка — не потолок фильма (как, например, было с очень красивым, но крайне скучным «Ван Гог. С любовью, Винсент»).

ХУДШЕЕ

Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда / Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald (2018, Великобритания, США)
Режиссёр: Дэвид Йейтс / David Yates
Премьера: Ноябрь 2018, Франция

Fantastic Beasts The Crimes of Grindelwald 2018

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» / Warner Bros.

Понятно, что Джоан Роулинг и студия Warner Bros. будут, как говорится, пинать эту мёртвую лошадь до тех пор, пока она будет выплёвывать деньги. Это очень грустно. Роулинг написала сценарий сама, и странно видеть, как создательница бесцеремонно распоряжается собственной вселенной, разрушая канон и добавляя сюжетные повороты, достойные Санта-Барбары. Первая часть «Фантастических тварей» была иной — она действительно открывала магический мир с другой стороны, показывала его новые грани. «Преступления Грин-де-Вальда» же — типичный блокбастер, где сюжет — лишь оправдание для перехода от одной экшн-сцены к другой.

Первому игроку приготовиться / Ready Player One (2018, США)
Режиссёр: Стивен Спилберг / Steven Spielberg
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль «На юг через юго-запад» / 25th South by Southwest Film Festival (2018)

Ready Player One 2018

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться» / Каро-Премьер

Безумная карусель пасхалок и отсылок, пустая словно мыльный пузырь. Сюжет банален до скрежета в зубах, а главного героя даже стереотипной картонкой назвать язык не поворачивается. Ведь у Уэйда нет абсолютно никаких отличительных черт, даже стереотипных. Он просто никакой (впрочем, как и остальные персонажи). Пасхалки не нужно искать, они пихаются зрителю в лицо, и даже поверхностно знакомый с массовой культурой человек увидит их с первого мимолётного взгляда.

Талли / Tully (2018, США)
Режиссёр: Джейсон Райтман / Jason Reitman
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Тандем сценаристки Диабло Коуди и режиссёра Джейсона Райтмана подарил нам очаровательный фильм «Джуно», а вместе с Шарлиз Терон они создали и «Бедную богатую девочку». Такой успешный творческий союз взялся за честную историю о материнстве, и ничего не предвещало беды. В начале «Талли» действительно смотрится отлично, пока в финале создатели не выкатывают запылившийся сюжетный поворот родом из конца 90-х. Такие твисты в современном мире смотрятся пошло и даже смешно. Более того, в 2018 году продолжается тренд на репрезентацию, в том числе и людей с ментальными расстройствами. А такое популистское изображение заболевания — это просто плевок в лицо современному западному обществу, причём явно ненамеренный.

Мстители: Война бесконечности / Avengers: Infinity War (2018, США)
Режиссёры: Энтони Руссо, Джо Руссо / Anthony Russo, Joe Russo
Премьера: Апрель 2018, США

Avengers Infinity War 2018

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности» / WDSSPR

Я из тех, кто любит киновселенную Marvel и смотрел все фильмы, которые вели нас к этой эпичной кульминации. Но «Война бесконечности» получилась каким-то суматошным винегретом. Хотя преданный зритель уже знает всех персонажей и вроде как не нужно уделять время для их представления, всё равно этих героев слишком много, за ними невозможно уследить. Толпа персонажей поделена на группы, каждая из которых выполняет свой сайд-квест, который в итоге окажется абсолютно бесполезным. Смерти персонажей не производят должного эффекта и не пробивают на слезу, потому что ты знаешь расписание выхода всех будущих фильмов Marvel со всеми этими «умершими» персонажами.

Довлатов (2018, Россия, Польша, Сербия)
Режиссёр: Алексей Герман мл.
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Довлатов 2018

Кадр из фильма «Довлатов» / WDSSPR

Вокруг этого фильма возник просто невероятный ажиотаж благодаря маркетинговому ходу вранью. Заявлялось, что лента будет в прокате всего 4 дня, хотя в итоге её показывали в кинотеатрах гораздо дольше. Эта ситуация оставляет неприятный осадок и заставляет невольно относиться к фильму предвзято. Сама картина не то чтобы плохая, но напоминает какой-то слишком беглый набросок о Довлатове и жизни в СССР. Зритель не погружается полноценно в богемную атмосферу, да и о Довлатове особо ничего нового не узнаёт. Более того, фильм крайне легко выветривается из памяти.

Перейти к началу топа

1. Слон сидит спокойно / Da xiang xi di er zuo / An Elephant Sitting Still (2018, Китай)
Режиссёр: Ху Бо / Bo Hu
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Da xiang xi di er zuo 2018

Кадр из фильма «Слон сидит спокойно» / IMDB

Очень длинная (230 минут), но при этом простая и ясная история. Кажется, что четыре главных героя выбраны случайно. Нам не дано узнать ни о их прошлом, ни о их будущем. Они выхвачены из многолюдной окраины, где у каждого случайного прохожего всё примерно то же самое. Внешние обстоятельства вынуждают героев убраться из родного гетто, но бежать нет смысла. Спасение в стойкости и невозмутимости, которыми обладает только мифический слон из Маньчжурии.

В фильме нет ни ультранасилия, ни трагедии, ни чего-то остросоциального. Все герои движутся от одной потери самообладания к другой. Это и есть их жизненный путь, и каждый сам определяет, как долго по нему следовать. Единственный фильм Ху Бо похож на что-то из новой румынской волны и Бела Тарра одновременно. Последний, как известно, тоже покинул кинематограф, а напоследок снял фильм о стойкости.

2. Моего брата зовут Роберт, и он идиот / Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot / My Brother’s Name Is Robert and He Is an Idiot (2018, Германия, Франция, Швейцария)
Режиссёр: Филип Грёнинг / Philip Gröning
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot 2018

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» / IMDB

Мучительная смесь из немецкой философии и юношеской неприкаянной придури. Но всё-таки мучительная, а не вымученная. Оно и понятно — нет других способов показать, что такое время и как оно проходит. Несмотря на то, что этот фильм явно стоит смотреть с блокнотом, он не выглядит искусственной конструкцией.

Двое подростков маются между философскими трактатами и детскими дурачествами, усилиями осознать абстрактное и невозможностью выразить простое. Это естественно приводит их к коллапсу в отношениях с объективной реальностью. Должен ли этот фильм вызревать в сознании смотрящего как вирус (говорят, так задумал режиссёр) и скольких усилий требуется от зрителя, чтобы он хотел этим вирусом заразиться — сложный вопрос.

3. Экстаз / Climax (2018, Франция, Бельгия, США)
Режиссёр: Гаспар Ноэ / Gaspar Noé
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Climax 2018

Кадр из фильма «Экстаз» / Вольга

Лучший фильм Ноэ — всё о том же, но в предельной концентрации красоты, ясности и точности. Этот фильм-перформанс с сумасшедшей энергией позволяет почти физически почувствовать силу инерции разрушения. Пусть изначальным импульсом было стремление к удовольствию, постепенно он разгоняется настолько, что даже животного страха и ярости недостаточно, чтобы это движение остановить.

4. Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (2018, Дания, Франция, Германия, Швеция)
Режиссёр:
Ларс фон Триер / Lars von Trier
Мировая премьера:
71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

The House That Jack Built 2018

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» / A-One Films, Russian World Vision

Триер, как всегда, издевается и это приятно — есть что-то постоянное в мире. Заявленный как хоррор с предельным уровнем жестокости, на деле «Джек» скорее комедия. Режиссёр иронизирует над страхами и представлениями о жестокости, новыми и старыми фобиями и, конечно, над самим собой, опять по-гринуэевски концентрированно расставляя цитаты и отсылки.

5. Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары / Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari / I Do Not Care If We Go Down in History as Barbarians (2018, Румыния, Германия, Болгария, Франция, Чехия)
Режиссёр:
Раду Жуде / Radu Jude
Мировая премьера:
53-й кинофестиваль в Карловых Варах / 53rd Karlovy Vary International Film Festival (2018)

Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari 2018

Кадр из фильма «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары» / IMDB

Порой слишком словоохотливая, маскирующаяся под документ история одной реконструкции. Фильм о том, что наше время удобно для ретроспективных разоблачений. Но коллективная вина — миф, виновный всегда один. А громкое обвинение, напротив, не состоится без участия большого числа сторонников. Но главное, что не без иронии показывает Жуде, разоблачения — не для искусства. Хочешь выносить обвинения на суд самой широкой публики, помни — публицистика куда безопаснее художественного высказывания. Публика, как соучастник и сотворец, может не только предпочесть миф факту, но и бесцеремонно исказить смысл твоего послания.

6. Пылающий / Beoning / Burning (2018, Южная Корея)
Режиссёр:
Ли Чхан-дон / Lee Chang-dong
Мировая премьера:
71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Beoning 2018

Кадр из фильма «Пылающий» / ПРОвзгляд

Фильм, который пригвоздил мистический рассказ Мураками к реальности. Заменил поэзию недосказанности на поэзию простых вещей и сделал его документом настоящего. Здесь герои связаны с миром, координатами места, времени, происхождения. Но мистика от этого не улетучивается, скорее наоборот. Потому что мир, существовавший в начале фильма на словах, постепенно материализуется по законам хорошего триллера. Реальность побеждает — с её запылёнными баночками, поломанными рамками, зарядками, блюдцами и грошовыми безделушками.

7. Мстители: Война бесконечности / Avengers: Infinity War (2018, США)
Режиссёры:
Энтони Руссо, Джо Руссо / Anthony Russo, Joe Russo
Премьера:
 Апрель 2018, США

Avengers Infinity War 2018

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности» / WDSSPR

В этом году даже непосвящённые признали масштабы Marvel как явления. Компания отметила своё десятилетие, а это значит, что появилось целое поколение, которое не представляет себе кинематограф без Marvel. «Война бесконечности» стала демонстрацией достижений — масштабным зрелищем, солянкой с участием более чем 20-ти героев. При этом им удалось вместить в два с половиной часа ещё и историю со сложным центральным персонажем — злодеем, которому можно сочувствовать.

Последние «Мстители» продемонстрировали, насколько направленной и осмысленной была экранизация этой вселенной. За три фазы её развития с десяток талантливых режиссёров и ещё больше сценаристов создавали не столько законченные отдельные фильмы, сколько цельные эпизоды. Да так, что каждый герой получил свою часть опыта и знания, а в итоге занял правильную исходную позицию перед финальной схваткой.

Перейти к началу топа

Обложка: Кадр из фильма «Пылающий» / ПРОвзгляд

Share Post