Добро пожаловать!

 

«Ангел»: Кое-что об ангелах с грязными лицами

Парадокс — посмотрев «Ангел» Луиса Ортеги, фильм, в котором вдоволь бессмысленной жестокости, зрители выходят из с улыбками на лицах.

El ángel 2018 (Ангел)

Постер фильма «Ангел» / IMDB

28-й МКФ «Послание к человеку»
Кино сверхреальности

Ангел / El ángel / The Angel (2018, Аргентина, Испания)
Режиссёр: Луис Ортега / Luis Ortega
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

В основе сюжета история аргентинского серийного убийцы Карлоса Робледо Пуча, который всё ещё отбывает пожизненное заключение. В начале 70-х, на момент ареста, ему едва исполнилось 20. Газеты пестрили фотографиями очень красивого молодого человека, почти мальчика, благодаря чему он быстро получил популярность и прозвище «ангел смерти». В фильме актёр Лорензо Ферро в образе молодого нарцисса-социопата то и дело сравнивается с Мэрилин Монро. Но своими по-детски пухлыми губами он походит скорее на Майкла Питта в образе психопата из «Забавных игр».

El ángel 2018

Кадр из фильма «Ангел» / IMDB

В целом, создатели довольно точно следовали реальной криминальной биографии. Но когда гангстерский байопик берётся продюсировать Педро Альмодовар, всё равно выходит праздник абсурда. При этом в «Ангеле» больше всего приятен идеальный баланс. В нём теплота ретро уравновешена холодным безразличием к смерти, а полное равнодушие к опасности — сексуальным напряжением. История Карлоса, какой её показывает Ортега, с лёгкостью обходится без классических жанровых приёмов. В ней нет извращённой логики маньяка, которая пригодилась бы будущими криминалистами из «Охотника за разумом». Нет ни намёка на детскую травму или психическое отклонение. Нет внятной истории становления и падения в преступном мире. Отсутствует даже история взросления.

Единственное, что осталось «Ангелу» по «жанровому наследству» — сексуальная энергия юных бунтарей, протестующих против существующего порядка. Окружающий мир состоит сплошь из ограничений, через которые молодой Карлос перемахивает с той же лёгкостью и безразличием, что и через забор в первой сцене. Он называет себя «шпионом бога», прирождённым вором. И суть его природного таланта даже не в пренебрежении к ценности чего бы то ни было, будь то огромные заработанные деньги или чужая жизнь. Он их просто не замечает. Ферро невероятно точно удаётся сыграть этот пугающий дефект.

El ángel 2018

Кадр из фильма «Ангел» / IMDB

Как уже сказано выше, в истории нет эволюции как таковой, есть только накопление. Карлос коллекционирует удовольствия: танцует в чужом доме, включив музыку на всю катушку; ездит на угнанном мотоцикле, ничуть не заботясь, что его поймают; примеряет украшения в ювелирном и не спешит убраться с места преступления. Стремление наслаждаться жизнью здесь и сейчас кажется его единственной движущей силой. Это желание разъедает сюжет, убирает все прочие мотивы и причинно-следственные связи. Карлос, в отличие от всех прочих персонажей, функционирует в мире по совершенно другим законам. Показательна сцена, в которой бывалый вор спрашивает его, зачем он убил старика, а в ответ слышит: «Нет, мы его не убивали, я просто выстрелил в него, а потом он сам умер». Если для Карлоса жизнь теряет свою детерминированность, перестаёт быть цепочкой событий, то такое понятие как последствия просто упраздняется.

Такой очаровательной лёгкости трудно не поддаться. Рассмотрев природу этой детской жестокости исследователя и охотника за наслаждениями, невольно и сам начинаешь просто наслаждаться красотой фильма.

Анастасия Сенченко

Обложка: Кадр из фильма «Ангел» / IMDB

Планируемая дата выхода в российский прокат — 31 января 2019 года