CinemaFlood

Добро пожаловать!

 

Стальные магнолии

В преддверии Международного женского дня предлагаем ознакомиться с фильмами про сильных женщин, которые вершат судьбы, манипулируют противоположным полом или проявляют такую стойкость духа, которой даже мужчины могут позавидовать.

1. Метрополис (Metropolis, 1927)

Реж. Фриц Ланг
В ролях: Бригитта Хельм, Рудольф Кляйн-Рогге, Густав Фрёлих, Альфред Абель

Metropolis 1927

Один из величайших немых кинофильмов в истории, снятый Фрицем Лангом, предлагает задуматься о том, какую роль женщина может сыграть в эпоху масштабных потрясений и перемен. В «Метрополисе» все сюжетные нюансы так или иначе связаны с Марией — привлекательной девушкой из мира рабочих, обладающей даром убеждения. Она разговаривает с людьми из низшего слоя с позиции добродетели и пользуется их доверием и уважением.

Женская фигура стоит и между правителем Метрополиса и главным изобретателем. Последний был влюблён в жену правителя и до сих пор не может смириться с тем, что соперник оказался более удачлив. Учёный создаёт человекоробота, которого наделяет внешностью Марии. У новоявленной лже-Марии своя миссия: она должна поднять восстание рабочих против хозяина. Внешнее сходство с доброй девушкой помогает ей разжечь людей, которые ещё недавно верили убеждениям в необходимости терпеть и ждать ненасильственных изменений общественного строя. Теперь же они не замечают резко агрессивного тона речей лже-Марии, которая фактически занимается подменой понятий и успешно вытаскивает из душ людей низменные начала.

2. Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d’Arc, 1928)

Реж. Карл Теодор Дрейер
В ролях: Мария Фальконетти, Эжен Сильвен, Антонен Арто

Ещё один немой шедевр, изображающий инквизиционный суд над Жанной д’Арк в 1431 году и разнообразные, но безуспешные попытки священников сломить дух «орлеанской девы». Большая часть картины представляет собой крупные планы лиц актрисы Марии Фальконетти, играющей на грани нервного срыва, и мучителей-инквизиторов. Такой кинематографический приём в полной мере позволил создать возвышенный образ мученицы и подчеркнуть ничтожество мужчин в рясах, взявших на себя смелость судить героиню Франции.

3. Машенька (1942)

Реж. Юлий Райзман
В ролях: Валентина Караваева, Михаил Кузнецов, Вера Алтайская

Машенька 1942

Главная героиня Машенька Степанова работает телеграфисткой в предвоенное время. Во время учебной тревоги она знакомится с таксистом Алексеем Соловьёвым и влюбляется в него. Алексей — непростой человек, не без недостатков, однако девушка не собирается мириться с его инертностью. Машенька мотивирует возлюбленного взяться за учёбу, помогает выбрать цель жизни, и хотя тот однажды открыто предаёт девушку, она оказывается выше мелочных обид. Великодушная Машенька и выросший духовно благодаря ей Алексей воссоединяются только на войне и ненадолго, но кино оканчивается с надеждой на светлое будущее.

4. Дьяволицы (Les diaboliques, 1954)

Реж. Анри-Жорж Клузо
В ролях: Вера Клузо, Симона Синьоре, Пол Мёрисс

Один из лучших психологических триллеров всех времён, снятый, как и хичкоковское «Головокружение», по роману Буало и Нарсежака. Молодая женщина Кристина Деласаль управляет частной французской школой. Её муж Мишель постоянно унижает свою жену, даже в присутствии учеников. Бывшая любовница Мишеля Николь подбрасывает Кристине мысль убить мужа и предлагает свой план. Кристина — женщина набожная и с мягким нравом, однако соглашается на преступление. То, что происходит дальше, способно обмануть зрителя, уверенного, что хищная Николь обязательно будет «на коне», а доверчивая Кристина окончит трагически. Женщины — существа непредсказуемые, и прекрасная картина французского мастера даёт очередную возможность в этом убедиться.

5. Главная улица (Calle Mayor, 1956)

Реж. Хуан Антонио Бардем
В ролях: Бетси Блэр, Хосе Суарес, Ив Массар, Луис Пенья, Дора Долль

Calle Mayor 1956

Действие ленты происходит в провинциальном городке, в котором вся жизнь сосредоточена только на главной улице. Банковский служащий Хуан, поддавшись на уговоры безнравственных дружков, решает подшутить над одинокой 35-летней женщиной по имени Исабель, с которой недавно познакомился. Суть шутки в том, что Хуан должен ухаживать за женщиной, позвать замуж и в последний момент бросить. С виду мужественный герой терзается от неразрешимости возникшей дилеммы и в конечном счёте поступает трусливо и безвольно. Исабель же являет необычайную силу духа, отказываясь от возможности уехать из захолустного городка и готовясь с достоинством встретить тяготы будущей жизни.

6. Королева бензоколонки (1962)

Реж. Алексей Мишурин, Николай Литус
В ролях: Надежда Румянцева, Андрей Сова, Алексей Кожевников, Юрий Белов

Людмила Добрыйвечер хочет стать диктором на телевидении, но не получается, и тогда она решает заняться фигурным катанием. Странным образом жизненная кривая приводит её на автозаправку, где девушка соглашается какое-то время поработать. Выражение «Нет ничего более постоянного, чем временное» наиболее удачно подходит для описания дальнейшего существования героини на экране. Впрочем, девушка обладает неунывающим характером и неуёмной энергией и способна менять реальность под себя. «Не место красит человека, а человек — место», — вот ещё одно выражение, которое иллюстрирует героиня своим отношением к работе. А ещё она своим примером доказывает, что мечта — пластичная субстанция, которой сам человек, если он хозяин своей судьбы, придаёт нужную форму.

7. Стакан воды (1979)

Реж. Юлий Карасик
В ролях: Алла Демидова, Кирилл Лавров, Наталия Белохвостикова, Светлана Смирнова

Действие картины происходит в XVIII веке в Англии, которая ведёт войну с Францией. Герцогиня Мальборо подчинила своим интересам весь королевский двор, в том числе правительницу государства. Дать достойный отпор властной фаворитке может только один человек — лорд Боллингброк, активно продвигающий свою протеже по имени Абигайль на место в королевской свите. Несмотря на то, что рассказ ведётся от лица самого лорда, невозможно не признать, что правят бал в этом фильме женщины. Играют их известные актрисы: Наталия Белохвостикова, Светлана Смирнова и, конечно же, неподражаемая Алла Демидова в роли герцогини Мальборо. Смотреть, как она ловко манипулирует правдой и реагирует на меняющуюся ситуацию — одно удовольствие.

8. Визит дамы (1989)

Реж. Михаил Козаков
В ролях: Екатерина Васильева, Валентин Гафт, Валентин Никулин, Валентин Смирнитский, Светлана Немоляева

Довольно продолжительная кинокартина, снятая Михаилом Казаковым по произведению замечательного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта, рассказывает о внезапном приезде госпожи Цаханассьян, американской миллиардерши, на малую родину — в городок Гюллен. Женщина собирается пожертвовать городу и его жителям миллиард долларов, но при одном условии: город должен убить Альфреда Илла, которого она любила в юности и который её предал. Для жителей города предложение денег соблазнительно, поскольку, говоря современным языком, общество переживает экономический кризис. Вот и гостья приезжает с новомодной идеей выдачи кредитов нуждающимся и подцепляет их на крючок. Да и вообще богатая дама мстит жестоко и неумолимо в духе графа Монте-Кристо, показывая, как далеко может зайти злопамятность оскорблённой женщины.

Ярослав Пилюгин