Добро пожаловать!

 

«ДОКер 2019»: Любовь, блокчейн и этнография

В Москве вот-вот стартует «ДОКер 2019». 5-й год подряд фестиваль привозит в Россию самое разнообразное документальное кино со всех концов света. Разбираем наиболее интересные картины из программы этого года.

14 яблок / Shisi ke ping guo / 14 Apples (2018, Тайвань, Мьянма)
Режиссёр: Миди Зед/ Midi Z
Российская премьера

В последнее время Ван Синь Хун страдает от бессонницы, да и в бизнесе дела не клеятся. Мать героя идёт к гадалке, а та советует Вану провести 14 дней в буддистском монастыре в отдалённом районе Мьянмы, а единственным его пропитанием на это время станут 14 яблок — по одному в день.

Синопсис «14 яблок» обещает фильм о духовном просветлении, приходу к истинным ценностям и успокоению через медитацию и послушание (для чего ещё нужен буддистский монастырь?). Однако в XXI веке такое стереотипное представление об его устройстве и быте может быть разрушено. Не до жиру быть бы живу…

Миди Зед сам родился в Мьянме, но уехал учиться, а позднее осел на Тайване. Хоть он и чувствует связь с Родиной, её действительность ему плохо знакома, потому он радостно сопровождает своего приятеля Вана в поездке в родные пенаты. Созерцательность, размеренность и обилие длинных планов, свойственные «медленному кино», — верные союзники Зеда. К такому зрелищу стоит подготовиться как морально, так и физически.

Смотреть:
в Москве (07 апреля — 13:00).

Максим Ершов

Диагноз / Diagnoza / Diagnosis (2018, Тайвань, Мьянма)
Режиссёр: Ева Подгорска/ Ewa Podgórska
Российская премьера

Статический кадр, на кушетке психотерапевта лежат жители неназванного польского города, в основном одинокие, немного жалкие и практически невидимые. Их жизни и судьбы потонули в ежедневном гуле Города. Все они отвечают на одинаковые вопросы: с каким животным ассоциируется город; какой матерью он был бы; какие сны о городе вы видите и пр. Общие вопросы о месте проживания переносят героев к их личным историям, к переживаниям о прошлом, настоящем и будущем.

Рассказы пациентов перемежаются с планами города: съёмка с дрона, слоу-моушен пешеходов и обычных улиц — максимально непривычные ракурсы, попытка посмотреть на места, которые мы видим ежедневно, под другим углом. Каждая история по-своему трагична. Почему так сложилась судьба героев? Насколько на них повлияла среда? Могло ли всё сложиться по-другому, родись они не здесь? Не на все вопросы у режиссёра найдётся ответ.

Смотреть:
в Москве (04 апреля — 21:15).

Максим Ершов

Любимые / Delband / Beloved (2018, Иран)
Режиссёр: Ясер Талеби / Yaser Talebi
Российская премьера

Ферузе 82 года. Вот уже более 60-ти лет она ходит по лесам и горам вместе с любимыми коровами. Другой жизни она не представляет, ни о чём другом не мечтает, всем довольна, это её осознанный выбор. Любимые — её коровы, а не 11 детей, которые никак не помогают пожилой женщине. Наоборот, она из своих небольших заработков время от времени находит возможность финансово их поддерживать.

Феруза — наш рассказчик, проводник в её собственный мир со всеми горестями и радостями. Насколько вообще может быть надёжным рассказчиком пожилая одинокая пастушка? Природа северного Ирана показана во все времена года: горные ручьи весной, зелёные луга летом, золотая листва осенью, заснеженные пустоши зимой. Возможно, живописный край помог этой женщине выбрать свой независимый путь, хотя она уверена, что на то была воля Аллаха.

Смотреть:
в Москве (04 апреля — 19:15).

Максим Ершов

Остров / Die Insel / The Island (2018, Германия, Испания)
Режиссёр: Ларс Остман / Lars Ostmann
Российская премьера

Пока вы только мечтаете всё бросить и уехать в глушь, семейство Баллманн уже это сделало. Затерянный в водах океана остров, тишина, покой и 100%-ная доза умиротворения — вот что окружает Герда и Герду каждый день. Впрочем, если очень хочется, то никто не запрещает им сесть в машину и доехать до города.

Когда-то давным-давно американский нонконформист и большой философ Генри Торо уехал в лес, где примерно 2 года пытался максимально сблизиться с природой и показать, как нужно жить правильно. Немецкая пара идёт дальше: вдалеке от цивилизации два активиста основали маленькое сообщество, вырастили четверых детей и даже наладили своё производство. То ли нео-хиппи, то ли кришнаиты, то ли всё вместе, они медитируют, практикуют йогу и вполне себе счастливы. Примерно об этом лента Ларса Остмана. Фильм состоит преимущественно из красочных фото (будто из Инстаграма), пропущенных через естественные фильтры тишины и природной первозданности. Порой кадры перемежаются с семейными хрониками, в которых можно заглянуть в необычное детство дочерей Баллманн.

Никакой занудной философии, нравоучений и морализаторских посылов. Просто медитативный и эстетически приятный фильм. Практически «Капитан Фантастик», только про реальных людей в реальном времени и без Вигго Мортенсена.

Смотреть:
в Москве (06 апреля — 19:30);
в Екатеринбурге (04 апреля — 19:00);
в Новосибирске (06 апреля — 19:00).

Валерия Наумова

Охотник за привидениями / Ghosthunter (2018, Австралия)
Режиссёр: Бен Лоуренс / Ben Lawrence
Российская премьера

Джейсон — охранник. В свободное от работы время он занимается охотой за привидениями. Вот только гораздо больше его тревожат призраки прошлого: он уже более 20 лет никак не может найти своего отца, а детских воспоминаний практически нет.

Бен Лоуренс следил за своим героем на протяжении восьми лет. Начинаясь историей о чудаке со странным хобби, фильм уходит в детство Джейсона, дабы разобраться в его настоящем. Наш охотник за привидениями пережил не одну травму, и многие неприятные моменты из прошлого его память постаралась стереть.

«Охотник за привидениями» — расследование в реальном времени, что во многом роднит его с другим документальным фильмом из Океании – «Щекоткой» Дэвида Ферриера и Дилана Рива. Картина Лоуренса точно не оставит равнодушными любителей детективных сюжетов.

Смотреть:
в Москве (05 апреля — 21:20).

Максим Ершов

Сплю и вижу / Dream Away / Dreamaway (2018, Германия, Египет)
Режиссёры: Маруан Омара, Йоханна Домке / Marouan Omara, Johanna Domke
Российская премьера

Не так давно Шарм-эль-Шейх бурлил богатыми туристами, а у отелей с постояльцами не было никаких проблем. Арабская весна, постреволюционная жизнь Египта — и вот некогда райский город превратился в чистилище, где коротают свою жизнь работники пустых гостиниц. Всё это немного похоже на «Кинетту» Йоргоса Лантимоса, но у грека всё-таки был внутренний сюжет, чем не могут похвастать Маруан Омара и Йоханна Домке. Одной ставки на необычный угол обзора и яркие образы забытого и покинутого места маловато.

Владельцев отеля и гостей зрителю не показывают, что создаёт определённый мистический или даже сюрреалистический эффект, который правда замер, как и действие на экране. Вместе с героями мы находимся в подготовке к чему-то, к вечным ежедневным приготовлениям, вот только никакого события нет — новые песни о «В ожидании Годо».

Смотреть:
в Москве (06 апреля — 21:45).

Максим Ершов

Хозяин оленей / How Big Is the Galaxy (2018, Россия, Эстония)
Режиссёр: Ксения Елян
Российская премьера

Семья Жарковых (отец, мать и два сына: младшего зовут Захар, старшего — Прокопий) — долганы, один из последних коренных народов Крайнего Севера. Они продолжают кочевать, а основным источником их достатка и пропитания остаются северные олени. 7-летний Захар ходит в школу вместе с 11-летним Прокопием. Кроме них, в классе никого нет, учительница в школе одна. У каждого из мальчиков уже есть свой олень, они не только играют, но и активно помогают родителям. Захар очень любознателен: спектр его интересов широк — от волосяного покрова на голове действующего президента до размеров нашей Вселенной.

Изначально Ксения Елян, ученица Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, собиралась снимать фильм о ранее упоминавшейся учительнице, но в итоге главным героем стал маленький Захар. В условиях вечной мерзлоты и белоснежного пейзажа получилось с виду холодное, а внутри тёплое этнографическое кино.

Смотреть:
в Москве (06 апреля — 17:00).

Максим Ершов

Кто тебя сделал? / Matkalla outouden laaksossa / Who made you? (2019, Финляндия)
Режиссёр: Иирис Хярма / Iiris Härmä
Мировая премьера

Фильм Иирис Хярма рассказывает о последних достижениях в области искусственного интеллекта, нейросетей и робототехники. Авторы призывают задуматься об этических аспектах технического прогресса. Энтузиасты считают, что не за горами тот день, когда роботы будут настолько похожи на нас, что для них придётся разработать свой перечень юридических прав и обязанностей.

Писатели-фантасты задаются этими вопросами уже не одно десятилетие: Айзек Азимов придумал законы робототехники ещё 77 лет назад. Перед нами очередной призыв не забывать о том, что от всего человечества зависит, будем мы жить в мире из оптимистичной научной фантастики или нас занесёт в антиутопию аля «Матрица».

Смотреть:
в Москве (05 апреля — 18:00);
в Санкт-Петербурге (07 апреля — 18:30);
в Екатеринбурге (03 апреля — 20:50);
в Ярославле (05 апреля — 19:00).

Дмитрий Егоров

Машина доверия: Страсти по блокчейну / Trust Machine: The Story of Blockchain (2018, США)
Режиссёр: Алекс Уинтер / Alex Winter
Российская премьера

Алекс Уинтер провёл большое исследование возможностей технологии блокчейн. Она известна прежде всего благодаря криптовалютам, но применяется в самых разных сферах: от нелегальных транзакций до помощи беженцам и музыкальной индустрии.

Авторы проделали масштабную работу. В своём фильме они вполне доступно объясняют суть технологии, рассказывают историю блокчейна и биткоина как первого случая её применения. Но после разбивают ставшую стереотипом устойчивую связку блокчейна и криптовалют, демонстрируя впечатляющее поле вариантов применения технологии, которые могут сделать мир значительно лучше. Блокчейн делает данные общедоступными, децентрализованными и не поддающимися искажениям, что может отнять контроль над многими сферами жизни у крупных компаний-монополистов. Это внушает оптимизм и напоминает об изначальной концепции свободного Интернета.

Смотреть:
в Москве (07 апреля — 17:30).

Дмитрий Егоров

Народная республика желания / People’s Republic of Desire (2018, Китай)
Режиссёр: Хао Ву / Hao Wu
Российская премьера

Режиссёр Хао Ву погружает зрителя в безумный мир китайской платформы YY — стримингового сервиса с аудиторией в десятки миллионов пользователей. Сервис состоит из стримеров разной степени популярности, их поклонников, донатящих любимым звёздам по мере скромных сил и так называемых покровителей — богатых людей, чьи деньги — единственное, от чего на самом деле зависит популярность стримера. Фильм рассказывает о представителях каждой вершины этого треугольника, делая акцент на жизни двух онлайн-звезд, парне и девушке из глубинки, которым повезло стать знаменитыми и которые погрузились во вселенную YY с головой — такой уютной она на время им показалась.

Сам факт того, что весь механизм YY работает, многое говорит о современном обществе, и не только китайском. Нестерпимое чувство одиночества может снедать любого: и бедного, и богатого. Миллионы людей ищут хоть какого-то социального взаимодействия и готовы платить за это всем: кто-то тратит последние сбережения, кто-то сотни тысяч долларов, а кто-то посвящает онлайн-сервису свою жизнь. Очень грустное кино, в первую очередь о людях.

Интересно, что на английском стримеров называют «hosts» — тем же термином, что и созданных для развлечения богатых гостей андроидов в сериале «Мир Дикого запада». Вся история с YY кажется очень честной. Ежегодное соревнование стримеров — выставленная на показ гонка потраченных денег, и никому для этого не нужно притворяться, что стримеры обладают художественными талантами или являются интересными глубокими личностями.

Смотреть:
в Москве (07 апреля — 20:30).

Дмитрий Егоров

Школа в облаках / The School in the Cloud (2018, Великобритания, Индия)
Режиссёр: Джерри Ротвелл / Jerry Rothwell
Российская премьера

Британо-индийский фильм рассказывает о проекте «школ в облаках», который придумал индийский учёный Сугата Митра. Основная мысль заключается в том, что существующая система образования безнадёжно устарела. С распространением Интернета больше не нужно заставлять детей заучивать информацию, нужно научить их самостоятельно находить ответы в сети.

На примере глухой индийской деревни, в которой открывается школа Митры, фильм наглядно демонстрирует эффективность новых форм обучения, основанных на информационных технологиях. Понимание того, какие возможности стали доступны каждому благодаря технологиям, стимулирует живое детское воображение и открывает безграничные возможности. Лента открывается цитатой индийского писателя Рабиндраната Тагора «Не ограничивайте детей тем, как привыкли учиться вы. Ведь они родились в другое время».

Смотреть:
в Москве (06 апреля — 16:30).

Дмитрий Егоров

Асексуальная любовь / Asexualove (2018, Чехия)
Режиссёр: Ева Ламмелова / Eva Lammelová
Российская премьера

Увлекательный ликбез по ЛГБТ+ проводит Ева Ламмелова — социолог, режиссёр и независимый автор. Её исследования асексуальности плавно перетекают в фильм, который даёт возможность заглянуть в обычную жизнь Ондржея и Яны. Они будут встречаться с друзьями, ходить в кино, говорить о работе и хобби — в общем, заниматься привычными делами. Единственное, что отличает героев картины от большинства людей — отсутствие сексуальных отношений.

Об асексуальности открыто заговорили относительно недавно. Многие до сих пор не до конца понимают, что это, а некоторые психотерапевты и сексологи и вовсе отрицают асексуальность как таковую. Во все времена, начиная от античности, культивирующей естественность чувств, через века христианского догматизма вплоть до бурной сексуальной революции 70-х половая жизнь воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Неважно, утопаешь ли ты в гедонизме, сворачиваешь с дорожки благоразумия на тропу похоти, или, сжав зубы, продолжаешь род человеческий, секс всегда был частью человеческих отношений. Именно поэтому сознательный отказ от него почти всегда воспринимается как серьёзное отклонение или своего рода деменция.

В наши дни информация решает всё, однако количество исследований асексуальности, полноценных данных и статей на эту тему ничтожно мало. В России, кроме разве что переводного AVEN и пары интервью на Afisha Daily, найти форумы, посвящённые данной человеческой особенности, невероятно сложно. «Асексуальная любовь» — это обмен опытом и знаниями людей, которые прошли через гонения, порицание и в конце концов смогли понять и принять себя. Всё, что вы хотели знать об асексуальности, но стеснялись спросить, есть здесь, в искреннем фильме Евы Ламмеловой.

Смотреть:
в Москве (05 апреля — 19:30).

Валерия Наумова

Обложка: Кадр из фильма «Хозяин оленей» / DocPoint Tallin

Когда:
Москва (03–08 апреля)
Санкт-Петербург (05–07 апреля)
Екатеринбург (03–06 апреля)
Ярославль (03–05 апреля)
Новосибирск (06–08 апреля)

Где:
кинотеатр КАРО 11 Октябрь (Москва, улица Новый Арбат, дом 24)
кинотеатр КАРО 9 Варшавский экспресс (Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 118)
Ельцин-центр (Екатеринбург, улица Бориса Ельцина, дом 3)
кинотеатр Киномакс «Аура» (Ярославль, улица Победы, дом 41)
кинотеатр «Победа» (Новосибирск, улица Ленина, дом 7)

Подробности на сайте фестиваля