Добро пожаловать!

 

«Девочка»: Радужный лебедь

«Девочка», громкий дебют Канн–2018, о сложностях быть девочкой-балериной, когда ты мальчик.

Girl 2018 (Девочка)

Постер фильма «Девочка» / IMDB

28-й МКФ «Послание к человеку»
Кино сверхреальности

Девочка / Girl (2018, Бельгия, Нидерланды)
Режиссёр: Лукас Донт / Lukas Dhont
Мировая премьера: 71-й Каннский кинофестиваль / 71st Cannes Film Festival (2018)

Лара — талантливая балерина, мечтающая овладеть искусством танца на пуантах. В прошлом ей не поставили технику, и теперь, после поступления в одну из лучших балетных академий, она выбивается из сил, раз за разом повторяя па. В попытке следовать за мечтой Лары переезжает и вся семья. Обучение даётся девушке тяжело ещё и потому, что Лара родилась в теле мальчика.

Фильм был представлен в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и собрал всё, что только можно — главную награду за режиссёрский дебют «Золотая камера», приз ФИПРЕССИ Особого взгляда, а также награду этой секции за лучшую роль, и Квир-Пальмовую ветвь за освещение в кино проблем ЛГБТ-сообществ. Блестящий дебют актёра, исполнившего главную роль — танцовщика Виктора Полстера.

Girl 2018

Кадр из фильма «Девочка» / IMDB

Занятно, но картина не ставит в противовес главному герою давление общества или неприятие семьи. Напротив, отец Лары любит своё чадо всем сердцем и оказывает невероятную поддержку — как и каждый родитель, пожалуй, иногда даже излишнюю. Тогда эта забота начинает душить, загонять в ловушку ожиданий. Члены семьи, которые собираются по праздникам, не давят на Лару, не устраивают истерик и ни в чём её не обвиняют. Даже когда младший брат героя, капризничая, называет её Виктором, он понимает, что сделал что-то не то, ему становится стыдно.

Традиционным антагонистом принято выставлять школьное окружение героя-трансгендера, но и этого в ленте не происходит. Девочки скорее недоумевают, не понимая, как вести себя в присутствии нового одноклассника. Эти их попытки, тем не менее, местами походят на травлю или обряд посвящения. На вечеринке девочки просят «показать его» всем собравшимся. Лара сопротивляется, но всё же поддаётся на уговоры и угрозы. Ей сложно принять себя даже в этом переходном состоянии, а хочется всё и сразу. В отсутствии внешних противостоящих сил Лара сама становится своим главным врагом, что находит отражение в финальном твисте, близком триеровскому «Антихристу».

Girl 2018

Кадр из фильма «Девочка» / IMDB

Большая часть фильма сосредоточена на балетной практике. Тела молодых девочек проделывают раз за разом одинаковые па, сливаясь в механике танца. Лица их неразличимы, они словно один большой организм, из которого Лара то и дело выпадает. Камера следует за каждым вращением, отчего голова идёт кругом. «Девочка» — это скорее драма о взрослении, а не о поиске себя в этом жестоком и убогом мире. Как девушка становится женщиной, что делает её самостоятельной взрослой? Только ли это половое созревание и наличие определённых органов или всё же дело в поведении и осознании ответственности? Лара стремится нравиться, быть принятой и скорее перескочить в новое тело. В принципе каждый человек в подростковом возрасте сталкивается с такими же ощущениями одиночества и неприятия самого себя. Дебют Лукаса Донта выстраивает новую и современную реальность, в которой люди терпимее относятся друг к другу, но всё ещё невероятно требовательны к себе.

Анна Неустроева

Обложка: Кадр из фильма «Девочка» / IMDB

Планируемая дата выхода в российский прокат — 20 декабря 2018 года