Добро пожаловать!

 

«Эгон Шиле: Смерть и дева»: Легкомысленный гений

Изучая биографии великих мастеров, мы обычно пытаемся раскрыть тайну восприятия искусства. Австрийский режиссёр Дитер Бернер в фильме «Эгон Шиле: Смерть и дева» знакомит нас с отдельными этапами жизни противоречивого провокатора.

Egon Schiele Tod und Mädchen 2016 (Эгон Шиле)

Международный фестиваль фильмов об искусстве Perform

Эгон Шиле: Смерть и дева / Egon Schiele: Tod und Mädchen (2016, Австрия, Люксембург)
Режиссёр: Дитер Бернер
Мировая премьера: 12-й Цюрихский кинофестиваль / 12th Zurich Film Festival (2016)

Век самопознания

Австрия, первая половина XX века. Венская школа живописи вплотную подходит к расцвету модерна, трансформирующего классические формы в новый язык изобразительного искусства. В фокус ленты попадает личность ярчайшего представителя европейского экспрессионизма. Как это нередко случается с переложением биографии мировых художников на плёнку, сценарные границы стремятся сузиться до любовных интрижек молодых гениев. Принимая во внимание предмет творчества Шиле (ню с упором на почти физиологический аспект), это едва можно записать фильму в недостатки.

Перемежая отдельные эпизоды из биографии экспрессиониста, режиссёр в общих чертах обрисовывает не столько процесс формирования художественных вкусов, сколько последние годы гения с трагической судьбой. Несмотря на отсутствие анализа творческого метода — эту задачу Дитер оставляет искусствоведам — автор ленты не отдаляется от работ молодого бунтаря.

Egon Schiele Tod und Mädchen 2016

Рисунок, эротика и порнография

Целый ряд сцен являют зрителю историю появления на свет знаменитых рисунков мастера. Цитируя известные произведения, при чисто общей схожести актёров с изображаемыми прототипами, фильм в отдельные моменты добивается поразительного совпадения с некоторыми акварелями. В то же время, дальше хроники любовных успехов Шиле и в особенности его взаимоотношений с натурщицей Валли Нойциль, его главной музой, кино шагнуть так и не осмеливается, оставаясь возле самой поверхности заявленной темы.

Гораздо чаще размышлений об академических доктринах и способах порвать с традициями экранный герой рождает банальные сентенции о необходимости прилежного труда и собственной значимости — вещь в случае с явно провокативным характером произведений Шиле не лишняя, но тоже едва затронутая в самом фильме.

Egon Schiele Tod und Mädchen 2016

После модерна

Стоит отдать должное, Дитер не склоняется к слезливой драме со стереотипным «проклятым поэтом» в центре. Гораздо чаще серых красок мы наблюдаем на экране счастливого Шиле. Картина при этом избегает пошлой приторности и не навевает скуку. Чередуя эпизоды разрыва отношений с сестрой, судебного процесса (художника обвиняли в совращении несовершеннолетней), призыва в армию в разгар войны с периодами гармоничной жизни вдали от суеты, фильм не успевает утомить зрителя, несмотря на почти двухчасовую продолжительность.

Однако несмотря на актёрскую работу, блестяще исполненную как Ноем Сааведрой и Валери Пачнер, так и рядом актёров второго плана, характер главного героя почти не раскрывается. Гораздо больше динамики и глубины демонстрируют окружающие Шиле женщины. Противопоставляя почти безликого в своём легкомыслии героя моделям, Дитер будто слишком уж стремится соответствовать выбранному названию.

Баланс между интерактивной выставкой работ венского мастера эротического рисунка с форменной мелодрамой про «влюбленного поэта», обречённого на трагическую судьбу, и объективным повествованием без прикрас и ярлыков достаточно тонок, чтобы не опуститься на уровень посредственной плоскости.

Egon Schiele Tod und Mädchen 2016

Скромный набор средств и приёмов, включая технический аспект погружения в описываемую эпоху, вполне умело противостоит упрёкам. Здесь нет ни одного кадра шумных улиц Вены в разгар Первой мировой войны, камера вообще редко выходит на воздух из тесных комнат где-то на чердаке, где Шиле вынужден был ютиться в силу бедности. Несмотря на это, автор прекрасно воссоздаёт атмосферу и заставляет сосредоточить внимание на персонажах. Здесь нет бросающейся в глаза бутафории или дешёвых приёмов воздействия на зрителя.

Вердикт

Работа без откровений, если не принимать за таковые умелую и тонкую работу с подручными средствами. Почти не сказав ничего о самом Шиле, фильм выносит спустя 100 лет оправдательный приговор в суде, где ставился вопрос о том, был ли герой ленты порнографистом или художником. Выразительность, провяленная в игре актёров, нежелание прибегать к эпатажу и размеренный ритм позволяют отметить вполне приемлемый байопик.

8/10
Александр Лавренов