Добро пожаловать!

 

«Дюнкерк»: Летняя поездка на море

Рассказать об истории операции «Динамо» Нолан решил, как он признаётся, вдохновившись своей катерной прогулкой по Ла-Маншу, которую он с друзьями совершил ещё в начале 90-х. Спустя двадцать с лишним лет в его распоряжении оказался не только профессиональный опыт, но и приличный бюджет, необходимый для серьёзной батальной живописи.

Dunkirk 2017 (Дюнкерк)

Дюнкерк / Dunkirk (2017, Великобритания, Нидерланды, Франция, США)
Режиссёр: Кристофер Нолан
Премьера: Июль 2017, Великобритания

Свыше 400 тысяч солдат союзников оказались окружены немецкими силами в районе Дюнкерка — портового города возле самой узкой точки Ла-Манша. Правительство Британии приняло решение об эвакуации личного состава. При нехватке транспортных судов помочь в исполнении поставленной задачи вызвалось гражданское население.

История в историях

Следуя собственной традиции, режиссёр очерчивает несколько повествовательных линий. Рядовой пехотинец, повоевавший на континенте, пытается переправиться через пролив, однако, повторяя участь Одиссея, снова и снова оказывается вдали от родины. В небо над бескрайним водным простором поднимается группа истребителей, в чьи задачи входит охранять транспортные корабли и побережье от вражеской авиации. Вместе с тем из Англии на помощь нуждающимся в спасении выходит небольшая яхта с гражданским экипажем на борту.

Dunkirk 2017

Сюжетные векторы, колебания которых происходят с разной частотой, соединяются лишь в одной единственной точке, но благодаря умелому монтажу создаётся иллюзия их целостности. Картина таким образом не дробится на отдельные кусочки, и погружение в происходящее проходит максимально гладко. Если в других работах Нолан в самом начале рассыпает детальки и собирает из них пазл, в «Дюнкерке» происходит обратный процесс. Временной рассинхрон проявляется в полную меру ближе к самому концу. Зрителя не лишают его любимого занятия, мол: «Ты, главное, не отвлекайся, а искать загадки будешь после титров».

Не наш метод

Усиливая напряжение, автор последовательно ведёт рассказ к взрывной кульминации. Несмотря на отсутствие плотного действия и крайне скупые диалоги (герои за всё время перекидываются буквально парой фраз), ему удаётся удерживать внимание до самого конца. Как и положено военному блокбастеру, лента заставляет смотрящего панически вздрагивать и с трепетом вжиматься в кресло. Но достигает подобного результата не избитыми приёмами, которые набили оскомину даже у самой невзыскательной аудитории. Здесь нет ни одной сцены снаряда, пролетающего в слоу-мо мимо перепуганных бойцов, а враг, не считая воздушных боёв, появляется всего на несколько секунд, да и то в расфокусе.

Dunkirk 2017

Война не выворачивается внутренностями наружу, от неё устают, ей захлёбываются, когда не остаётся сил держаться на поверхности. Здесь не бегут грудью под пулемётную очередь, здесь каждый выживает как может, порой забывая о понятиях чести. Надёжное с виду убежище может стать могилой, и зритель непременно окажется вместе с запертыми в западне.

Изображаемое не сопровождается комментариями о морали, её очевидность открыта каждому. Война — это стихия, Нолан говорит о ней с холодной отстранённостью, без однобоких оценок, прибегая к героическому пафосу лишь в редкие моменты. Да и какой уж тут героизм, когда речь идёт о бегстве?

Отличия кино от театра

Вместо строчек сценария и диалогов Нолан гораздо тщательнее работает с камерой. При том, что за два часа фильм почти не меняет декораций, «Дюнкерк» обладает богатейшим видеорядом, который на широком экране выглядит по-настоящему потрясающе. Смена многословности на немое созерцание, как правило, говорит либо о попытке новичка подражать классикам, либо о том, что автор созрел. Тут можно отметить именно второй вариант. Вообще, обращение к методологии мэтров кино становится весьма заметным трендом в Голливуде, однако Нолан не столько пытается кичиться собственной образованностью, сколько прибегает к подобной технике в качестве необходимого инструмента и делает это вполне убедительно.

Dunkirk 2017

С «Дюнкерком» складывается спорная ситуация (иначе какой же это Нолан?). Технически безупречный и лишённый сценарной мишуры, в отдельные моменты он может показаться бедноватым на содержание. Есть определённый риск перепутать стильный минимализм с чопорной стерильностью. Пускай здесь присутствуют все отличительные черты фильмов Нолана: физические абстракции, несколько сюжетных линий, умелое лавирование между затёртыми клише, цепляющий триллер, несколько актёров-любимчиков и Ханс Циммер в титрах, однако все эти составляющие очень мало напоминают прошлые его работы.

Вердикт

Весьма спорно высказывание о том, что «Дюнкерк» претендует на звание лучшего фильма Нолана с точки зрения оригинальности наполнения, но без всяких сомнений ленту можно назвать самым взрослым его произведением.

9/10
Александр Лавренов

В российском прокате — с 20 июля 2017 года