Добро пожаловать!

 

«Артдокфест 2018»: Россияне из глубинки

Вот-вот стартует «Артдокфест 2018». Попробуем сориентировать наших читателей в довольно большой и разнообразной программе главного смотра документального кино в России.

Сын / Le Fils / The Son (2018, Франция, Россия)
Режиссёр: Александр Абатуров
Мировая премьера: 68-й Берлинский кинофестиваль / 68th Berlin International Film Festival (2018)

Александр Абатуров уже давно живёт во Франции, но продолжает снимать на русском и о России. Толчок к созданию фильма — смерть 21-летнего Димы, двоюродного брата режиссёра. По окончании срочной службы он стал контрактником и погиб в ходе спецоперации в Дагестане.

Словно в параллельных мирах протекают жизни Димы-солдата и Димы-сына. Его родители пытаются продолжать жить, добрые воспоминания о нём хранят его армейские товарищи. Димы больше нет, но Абатуров как бы реконструирует несколько последних лет его жизни, показывая, как становятся сначала солдатом, а потом попадают в спецназ. Заодно получается честный портрет института сегодняшней российской армии.

Смотреть:
в Москве (06 декабря — 19:30; 12 декабря — 14:00);
в Санкт-Петербурге (06 декабря — 19:30)

Максим Ершов

Дельта / Delta (2017, Украина, Германия)
Режиссёр: Александр Течинский / Олександр Течинський
Мировая премьера: 60-й фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге / 60th DOK Leipzig (2017)

Город Вилково в Килийском районе Одесской области расположен в украинской части Дуная. Основной вид транспорта вилковчан — лодка. Зачастую вместе с рекой весь город окутывает туман, что только добавляет призрачности и сюрреалистичности местному жизненному укладу.

Дельта 2017
Кадр из фильма «Дельта» / Артдокмедиа

Это 4-й фильм Александра Течинского. После фестиваля в Лейпциге «Дельту» уже видели зрители Киева и Одессы. Без призов картина с фестивалей не уезжала. «Дельта» — поэтические зарисовки из жизни украинской глубинки. Метафоричность реки позволяет видеть практически во всех действиях героев нечто большее, чем просто быт сельского люда, здесь хочется искать второе дно. Течинский этому стремлению только потворствует, показывая не только рыбалку или плавания на работу, но и похороны — окончание течения реки жизни. В Вилково жизнь на реке начинается, на ней и заканчивается.

Максим Ершов

Домашние игры / Домашні ігри / Home Games (2017, Украина, Франция, Польша)
Режиссёр: Алиса Коваленко / Аліса Коваленко
Мировая премьера: 14-й фестиваль документального кино о правах человека «Docudays UA» / 14th International Human Rights Documentary Film Festival Docudays UA (2017)

Как и другие украинские фильмы, в России «Домашние игры» не покажут, однако их можно будет посмотреть на сайте документальной синематеки «Артдокмедиа». Картина уже была показана на фестивалях документального кино в Шеффилде и Амстердаме.

Главная героиня фильма — футболистка Алина Шилова. Она рвётся в национальную сборную, выступает за профессиональный клуб и вообще живёт футболом. Если же говорить о личной жизни, Алина вместе с её подругой Надей и при поддержке бабушки вынуждена тянуть на себе младших брата и сестру. На помощь матери и отчима можно особо не рассчитывать.

Фактура суровых реалий женского футбола перемежается с личными трагедиями и переживаниями. Трудно оставаться равнодушным к семейным делам Алины. Её мужество, любовь к близким и целеустремленность подкупают с первых минут. Футбол для неё не просто фон или хобби, а опора и поддержка. Может быть, для того и нужен спорт?

Смотреть: на телеканале «Настоящее время» (06.12.2018)

Максим Ершов

Едоки картофеля (2018, Россия)
Режиссёр: Дина Баринова
Мировая премьера: 31-й фестиваль документального кино в Амстердаме / 31st International Documentary Film Festival Amsterdam (2018)

Картина была показана в конкурсе фильмов среднего метра (до 60 минут) на фестивале IDFA в Амстердаме. Это вторая работа Дины Бариновой, выпускницы школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Её дебют «Прощёный день» также участвовал в «Артдокфесте» 5 лет назад.

Где-то в Воронежской области в едва дышащей халупе живёт чудаковатое семейство: бабушка Светлана, дедушка Виктор, их сын Сергей и двое внуков, мальчик и девочка. Это не дети Сергея, а дети его сестры Юлии. Её мы не видим, она где-то на другом конце телефонного провода. Светлана и Виктор получают скромную пенсию, Сергей подрабатывает могильщиком. Живут они более чем скромно, поэтому мяса в доме фактически нет, основной рацион семейства — картофель и капуста.

Едоки картофеля 2018
Кадр из фильма «Едоки картофеля» / Артдокмедиа

Название фильма — отсылка к одноимённому полотну Винсента ван Гога. Сама лента — абсурдные картины из жизни периодически ссорящегося, но тем не менее дружного семейства. Зритель же может улыбаться, глядя на подпевающего Агутину или Кадышевой Сергею, и сопереживать Светлане, не понимающей, где она в этот раз найдёт деньги на уголь и дрова на зиму. Смех и грусть идут рука об руку в контрастной деревенской жизни.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 19:00; 12 декабря — 15:30);
в Санкт-Петербурге (10 декабря — 19:50)

Максим Ершов

Кроссворд (2018, Россия)
Режиссёр: София Данилина
Мировая премьера: 4-й Рижский кинофестиваль / 4th Riga International Film Festival (2018)

Еще один фильм выпускницы школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, на сей раз Софии Данилиной. Как и в случае с картиной Дины Бариновой, по жанру это абсурдная документальная комедия.

Лысоватый Игорь — человек уже давно взрослый и самостоятельный. При этом лучшего летнего занятия, чем провести жаркие месяцы года с мамой на даче, найти он не смог. Мама трудится в огороде и разгадывает нескончаемые кроссворды. Игорь помогает и в том, и в другом занятии, а также доблестно сражается с соседскими курами и портящими урожай насекомыми.

Картина полна лакун. О героях мы фактически ничего не знаем. Знаем только, что это мать и сын, время года — лето, а место действия — дача. Такой ход оставляет широчайший простор для интерпретаций и додумываний. Вообще тема взрослого маменькиного сынка и неспособности матери отпустить его от себя крайне широка и интересна. Герои мало разговаривают друг с другом, часто раздражаются и сердятся, но при этом сосуществуют и любят друг друга. Немного странно любят, но точно искренне. Что-то их всё равно держит вместе. Может быть, через кроссворды они сблизятся? Что будет осенью, мы не узнаем.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 19:00; 12 декабря — 15:30);
в Санкт-Петербурге (10 декабря — 19:50)

Максим Ершов

Наш новый президент / Our New President (2018, США, Россия)
Режиссёр: Максим Поздоровкин
Мировая премьера: 34-й кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» / 34th Sundance Film Festival (2018)

Мало того, что это монтажный фильм, это ещё и документальная комедия. Естественно, это лишь верхний слой, за ним есть тёмные глубины. На фестивале «Сандэнс» картина удостоилась спецприза жюри, после чего её показали почти на всех смотрах документального кино. Теперь она добралась и до России.

Дельта 2017
Кадр из фильма «Дельта» / Артдокмедиа

«Наш новый президент» — Дональд Трамп. Каким его победу на выборах увидела российская пропаганда? Об этом нам расскажут Дмитрий Киселёв. Маргарита Симоньян и словно вырвавшиеся из фильмов Олега Мавроматти блогеры с YouTube’а. Эйфория победы сменится сомнениями в том, что Трамп действительно «наш», и даже подозрениями в том, что в нового президента США вселились бесы. Как иначе объяснить его шаги не в сторону сближения с Россией и лично с Владимиром Путиным?

Идея ленты совсем не нова, но, наверное, чтобы снять его, нужно было уехать в Нью-Йорк и оттуда, со стороны, ещё раз пристально взглянуть на ор российских популистов, долетающий и до зрителей за океаном. С безопасного расстояния зрелище приобретает особый шарм.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (07 декабря — 22:00; 10 декабря — 20:00)

Максим Ершов

Обстоятельства места и времени (2018, Россия)
Режиссёр: Дмитрий Кабаков
Мировая премьера:  4-й Рижский кинофестиваль / 4th Riga International Film Festival (2018)

С первых же секунд режиссёр не гнушается закадрового голоса — для него это личная история. И чем ближе финал, тем более личной она становится. В этот подмосковный посёлок Дмитрий Кабаков переехал с мамой и папой в 3 года, с тех пор там и живёт. Многое изменилось здесь за эти годы. Сейчас население посёлка можно строго разделить на две группы: местные (многие из них пенсионеры) и заезжие трудовые мигранты. В основном, гости из Таджикистана и Узбекистана, ищущие лучшей жизни в Москве.

Смогут ли две эти группы ужиться? Что вообще позволяет человеку называть какое-то место домом? Почему он там живёт? Что его привязывает к этому месту? Могут ли люди совершенно разных культур бесконфликтно сосуществовать? Повествование пронизато любовью к родным местам, ностальгией по прошлому, но и пониманием неизбежных перемен с течением времени.

Смотреть:
в Москве (08 декабря — 19:30; 10 декабря — 15:00);
в Санкт-Петербурге (08 декабря — 19:00)

Максим Ершов

Процесс / The Trial (2018, Нидерланды)
Режиссёр: Сергей Лозница
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Сейчас Сергей Лозница — самый плодотворный автор 2018-го года. Хону Сан-Су и Лаву Диасу пришлось подвинуться. После премьер документального «Дня Победы» в Берлине и игрового «Донбасса» в Каннах монтажный «Процесс» отправился в Венецию. Сначала Лозница увидел 2 минуты, снятые на процессе «Промпартии», потом нашёлся 42-минутный пропагандистский фильм «13 дней (Процесс по делу «Промпартии»)». Наконец, были найдены все 3 часа отснятого материала с того суда. Из них Лозница и смонтировал кино.

The Trial 2018
Кадр из фильма «Процесс» / Артдокмедиа

Дело «Промпартии» — вершина показательных судов в Советском Союзе. Здесь уже все винтики на своих местах: защиты нет, председатель суда и прокурор фактически слиты воедино (в данном случае это могучий тандем из Вышинского и Крыленко), обвиняемые даже и не пытаются сопротивляться, а спокойно, со знанием роли, признают свою вину. Именно поэтому данный процесс столь широко освещался и через кинохронику отправлялся на гастроли.

Давая фильму такое название, невозможно не думать о Франце Кафке. Показательные процессы-спектакли — реальное свидетельство существования кафкианского мира. В первую очередь перед нами уникальный исторический документ, возможность оказаться в Москве 30-х годов прошлого века. Также «Процесс» — это разговор со зрителем через прошлое о настоящем. Кто сказал, что времена дел по сфабрикованным материалам ушли раз и навсегда?

Смотреть:
в Москве (11 декабря — 19:30; 12 декабря — 19:00)

Максим Ершов

Робин Чикас (2018, Россия)
Режиссёр: Денис Слепов
Мировая премьера:  4-й Рижский кинофестиваль / 4th Riga International Film Festival (2018)

Робин Чикас (по аналогии с Робин Гудом) — это Вика и Карина. Так в шутку они именуют сами себя. Девушки отправляются в Гватемалу в качестве волонтеров строить больницу для малоимущих. Вместе они пытаются наскрести какие-то средства с местных жителей, доктор Вика принимает пациентов, да и бытовых проблем у россиянок в Гватемале вагон и маленькая тележка. При этом девушки не забывают и о личных делах. Эх, найти бы мужика!

Мало того, что это довольно редкий для российской документалистики образец путешествия, так и страна выбрана экзотическая, а девушки боевые и яркие. Соответственно, скучно здесь не бывает. При этом перед нами живые люди, со всеми их плюсами и минусами, а не плакатные спасательницы стран Третьего мира. Быт волонтёров и волонтёрских организаций также показан честно и без прикрас. На выходе получается живое и объёмное полотно как на личном частном уровне, так и на общем уровне устройства подобных путешествий.

Смотреть:
в Москве (08 декабря — 17:30; 11 декабря — 14:30);
в Санкт-Петербурге (09 декабря — 19:00)

Максим Ершов

Уроки мужества / Урокі мужнасці (2018, Беларусь)
Режиссёр: Александр Зубовленко
Мировая премьера: 4-й Рижский кинофестиваль / 4th Riga International Film Festival (2018)

Фильм Александра Зубовленко длится всего 29 минут, при этом смотрится на одном дыхании. Смена локаций и бойкий монтаж прекрасно гармонируют с содержанием картины.

В неизвестной школе, в неназванном российском городе дети самых разных возрастов получают уроки мужества. Это не только практические занятия, которые выдержит далеко не каждый ребёнок, но и теоретические лекции. Инструкторы — бывшие военнослужащие — ведут со школьниками беседы о том, как надо любить Родину, защищать её и в чём вообще смысл жизни. Спойлер: главное — это быть полезными. Также в программе обучения военные песни в актовом зале.

Уроки мужества 2018
Кадр из фильма «Уроки мужества» / Артдокмедиа

«Уроки мужества» кажутся одновременно и больной фантазией, и пугающей реальностью. Какими вырастут школьники, которых с младших классов предупреждают о внешних врагах, постоянной борьбе с ними и грядущей войне? Финальный же сюжетный поворот венчает всю короткометражку.

Смотреть:
в Москве (07 декабря — 19:00; 11 декабря — 16:00)

Максим Ершов

23 (2018, Россия, «Такие дела»)
Режиссёр: Сергей Карпов
Онлайн-премьера: Июнь 2018, YouTube

Короткий метр Сергея Карпова является частью одноимённого спецпроекта журнала «Такие дела». Разбирая теракт в Будённовске команда пытается понять, что осталось, а что выветрилось из человеческой памяти старых и молодых людей, живущих здесь и сейчас, в 2018-м — спустя 23 года после ужасных событий.

23 2018
Кадр из фильма «23» / Артдокмедиа

В объективе Сергея Карпова два человека — Лена и Юра. Им обоим 23 года, они учатся, гуляют по городу и играют в компьютерные игры. В их памяти нет практически ничего, что напоминало бы о боевиках Шамиля Басаева и страшных событиях июня 1995 года. Некоторые люди в кадре называют теракт «экспириенс», другие признаются, что им стыдно не помнить о таких вещах, и обещают вбить в Гугл «теракт в Будённовске», чтобы понять, «какое событие вы в фильме освещаете». Впрочем, кино никого не судит и не расставляет по углам. Фильм просто ещё раз напоминает, что значит «оставаться людьми».

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа»

Тимур Алиев

Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами / Вакол Беларусі на роварах з маторамі (2017, Беларусь)
Режиссёр: Борис Николайчик / Барыс Нікалайчык
Премьера: 24-й Минский кинофестиваль «Лістапад» / 24th Minsk International Film Festival Listapad (2017)

Фильм-путешествие двух друзей, которые решили однажды проехаться вдоль границы Беларуси на китайских велосипедах с бензиновыми моторами и снять об этом фильм (средства на который были собраны с помощью краудфандинга). Основное содержание картины — наблюдение за бесконечными поломками велосипедов и их ремонтом, а также (что более ценно) крайне разношёрстные социальные коммуникации с жителями Беларуси.

Самая советская из всех постсоветских стран предстаёт в невероятной палитре радости и грусти: деревенские жители склоняют парней к распитию самопального алкоголя, юные рэперы рассказывают о том, как покорят музыкальный Олимп, студенты жалуются на состояние общежитий и уровень образования, а деревенские пьяницы рассказывают, как выживает белорусский народ, не забывая охарактеризовать Лукашенко бранными словами.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа»

Тимур Алиев

Дело Шери (2018, Россия)
Режиссёр: Татьяна Баженова
Онлайн-премьера: Сентябрь 2018, «Артдокмедиа»

Фильм Татьяны Баженовой реконструирует уголовное дело против двух молодых людей, Максима Главатских и Юрия Можнова, которых в 2009 году обвинили в каннибализме и спланированном жестоком убийстве. Это дело получило огромный общественный резонанс, его обсуждали даже на «Пусть говорят». Особое внимание тогда делали на том, что эти людоеды ещё и являлись приверженцами готической субкультуры. Обвиняемые вину не признали и утверждали, что в уголовном деле нет даже вещественных доказательств.

Дело Шери 2018
Кадр из фильма «Дело Шери» / Артдокмедиа

В своём расследовании Баженова преподносит на суд зрителя альтернативную версию этого резонансного дела. Мы видим родственников, друзей и знакомых Максима и Юрия, которые дают ребятам отличную от следствия, совершенно противоположную оценку. К тому же многие связывают это дело как огромный повод для давления на субкультуру в те годы: отменялись концерты местных исполнителей, разгонялись места, где собирались готы. Фоном идёт телефонное общение между режиссёром и Михаилом, находящимся в тюрьме, лишний раз давая повод для размышлений о том, что дело это «шито белыми нитками».

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа»

Тимур Алиев

Кругосветчики (2018, Россия)
Режиссёр: Владимир Друганов
Онлайн-премьера: Апрель 2018, YouTube

История семи разных кругосветных путешествий в ракурсе отличных, зачастую противоположных подходов к стилю жизни и путешествиям в принципе. В кадре Владимира Друганова — девять людей (в том числе и сам Владимир), которые объединены общей страстью — исследовать мир и искать в нём своё место. Говорящие головы в кадре немного перевешивают собственно съёмки и архивные кадры самих приключений героев. Впрочем, это обусловлено концепцией ленты.

Кругосветчики 2018
Кадр из фильма «Кругосветчики» / Артдокмедиа

Здесь ребята рассказывают о главных вопросах, которые наверняка хоть раз в жизни появлялись у людей, которые задумывались о большом путешествии. Вас ждут семь «чемоданов» опыта, впечатлений, (не)смешных) историй и передряг, в которые попадали путешественники. Как минимум вдохновение и лёгкая эйфория формата «возможно всё» после просмотра вам обеспечены.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа»

Тимур Алиев

Театральное дело (2018, Россия)
Авторы: Катерина Гордеева, Роман Супер («Амурские волны»)
Онлайн-премьера: Август 2018, YouTube

Шесть человек — Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Юрий Итин, Софья Апфельбаум, Нина Масляева и Екатерина Воронова— вот уже больше года обвиняются в краже более 100 млн рублей, выделенных на постановку спектаклей в рамках проекта «Платформа». Журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер провели огромную работу и создали такой, можно сказать, разъясняющий фильм о том, что из себя сегодня представляет так называемое «дело „Седьмой студии”». Если вынести за скобки личности обвиняемых и саму суть уголовного дела, которое сейчас рассматривают в судебной инстанции, на выходе останется кропотливая работа журналистов-расследователей, поданная в форме документального фильма с говорящими головами, красивыми и понятными схемами, а также внушительного объёма хроникой.

Театральное дело 2018
Кадр из фильма «Театральное дело» / Артдокмедиа

В кадре люди, которые знают, что такое театр со всех углов обзора — продюсеры, директора, критики, театральные режиссёры. Благодаря труду Гордеевой и Супера видны и те пробелы, которые недоработало следствие: показания актёров и сотрудников «Платформы», которые не вызывались в суд; показания Екатерины Вороновой, заочно арестованной по этому делу; представление записей спектаклей, которых как бы «не было». Вскрываются многие детали функционирования любых театральных заведений в принципе, суть которых отлично укладывается в реплику худрука театра Et Cetera Александра Калягина: «Если ты стоишь во главе учреждения и действуешь в рамках закона, ты уже виноват».

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа»

Тимур Алиев

Африка подскажет (2018, Россия)
Режиссёры: Алексей Кузмин-Тарасов, Анна Колчина
Премьера: 12-й фестиваль документального кино «Артдокфест» (2018)

Главная героиня экстравагантного фильма Анны и Алексея — Джейн Кандидовна Анкома. Девушка выросла в Санкт-Петербурге, переехала в Москву учиться, успела стать скрипачкой и известной в столице моделью. Её папа из Ганы, у мамы же — польские и белорусские корни, оба живут и работаю в северной столице России. в Гане у Джейн родственники по папиной линии: бабушка, тётя, двоюродные и троюродные братья и сёстры. Однажды Джейн узнаёт, что её тётя вскоре станет вождём целого региона в Западной Африке, и решает отправиться в Гану, чтобы увидеться, наконец, с многочисленными родственниками.

Понемногу Джейн учит ганский язык, принимает местное гостеприимство и начинает ощущать себя на другом континенте своей, несмотря на то, что до этой поездки она с ганскими родственниками толком и не общалась, разве что в Skype’е пару раз в год по праздникам. Увлекательная история, наполненная африканскими традициями, отношением правителя и его народа (во время рассказа тёти Джейн о том, как она планирует управлять регионом, сложно не провести параллель с российскими «хозяйственниками») и самоопределением юной героини. Разница менталитетов и культурных особенностей не становится непреодолимой преградой для налаживания семейной коммуникации.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 21:00);
в Санкт-Петербурге (07 декабря — 19:30)

Тимур Алиев

Восток N°20 / Vostok N°20 (2018, Франция, Россия)
Режиссёр: Элизабет Силвейро / Elisabeth Silveiro
Премьера: 30-й фестиваль документального кино в Люссе / 30th Lussas Film Festival (2018)

В этом кино мы наблюдаем повседневную жизнь вагона скорого поезда № 20 «Восток», который следует по Транссибирской магистрали маршрутом «Москва — Пекин». Люди в плацкарте и купе пьют чай в фирменных чашках РЖД, едят заготовленные продукты и беседуют друг с другом, открывая новые грани в коммуникации с доселе незнакомыми людьми. Рефреном путешествию служат стихи Марины Цветаевой в исполнении Фанни Ардан. Они где-то подчёркивают, а где-то и затмевают дискомфортное путешествие пассажиров, их стремление к свободе и какое-то глубинное одиночество.

Vostok N°20 2018
Кадр из фильма «Восток №20» / UniFrance

Оператор не делает каких-то акцентов на быте пассажиров, здесь почти отсутствуют крупные планы, демонстрируя лишь общую атмосферу пребывания в длительном пути (поезд едет 5 ночей и 6 суток). За окном большая и необъятная Россия: бескрайние поля и лес, покосившиеся деревенские дома, ветшающие городские постройки, люди на перроне, продающие сувениры и продукты питания. Плавный монтаж и статичная камера позволяют насладиться забавными историями о «настоящих русских» и о том, почему Наполеон не смог Россию завоевать (французы, оказывается, не могли воевать без туалета с подогревом). Ближе к финалу поезд пересекает границу России, мы видим за окном Китай, его высотки, очень плотную застройку и толпы людей. «Что же столько земли в России пустует? Едем, а за окном поле да лес. Осваивать надо, а то китайцы сюда скоро придут», — бросает один из пассажиров. Не поспоришь.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (07 декабря — 19:00; 10 декабря — 22:00)

Тимур Алиев

Де фак-то / De fac-to (2018, Австрия, Россия)
Режиссёры: Екатерина Шапиро-Обермаир, Александра Вахтер / Ekaterina Shapiro-Obermair, Alexandra Wachter
Мировая премьера: 22-й фестиваль документального кино в Йиглаве / 22nd Jihlava International Documentary Film Festival (2018)

Фильм о присвоении и реинтерпретации истории в эпоху постправды. В календарной хронологии показаны ежегодные ритуалы событий Второй мировой войны, организованными разными политическими, социальными и этническими группами людей. Кинематографисты обращают внимание на перформативный характер этих ежегодных мероприятий.

Де фак-то 2018
Кадр из фильма «Де фак-то» / Артдокмедиа

Многополярность мнений и взглядов отчётливо представлена в разрозненных выступлениях, которые сопровождаются лозунгами и призывами. Примечательно, как наслоение нескольких семантических уровней создаёт некое подобие юмористических фресок, вызывая комичный эффект. Дата начала войны рифмуется с днём провозглашения независимости Украины, а Роман Шухевич идёт через запятую с памятником жертвам Львовского гетто.

Смотреть:
в Москве (08 декабря — 14:00; 11 декабря — 17:00)

Тимур Алиев

Замороженный конфликт / Frozen Conflict (2018, Германия)
Режиссёр: Штеффи Вурстер / Steffi Wurster
Мировая премьера: 25-й кинофестиваль в Астре / 25th Astra Film Festival (2018)

Панорама жизни в Приднестровье, а именно на посту миротворческой миссии России в этом регионе. Кино крайне живописное, наполнено длинными планами, хоть и местами затянуто (примерно как и сам конфликт на этой территории, тянущийся с распада СССР). Штеффи Вурстер расставляет акценты на взаимоотношениях людей, живущих по сути в одной стране, но раздираемых невнятными противоречиями, из-за которых сами и страдают.

Frozen Conflict 2018
Кадр из фильма «Замороженный конфликт» / Артдокмедиа

Политики отдельно от народа сидят в красивых кабинетах и рассуждают о наличии или отсутствии права народа на создание независимой республики. Сам же народ страдает от невозможности найти в ПМР нормальную работу и жить спокойно. Между тем солдаты в лагере миротворцев и сами, кажется, уже забыли, с какой целью была создана эта миссия. Вполне вероятно, что нынешнее Приднестровье в ракурсе Штеффи Вурстер — это будущие ДНР и ЛНР через 10-20 лет.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 18:00)

Тимур Алиев

Захарова (2018, Россия)
Режиссёр: Елена Дашкова
Премьера:  12-й фестиваль документального кино «Артдокфест» (2018)

Цельная и в то же время немного робкая и эмоциональная работа Елены Дашковой — ученицы воронежской Школы документального кино Дины Бариновой. В центре истории — Элеонора Захарова, юная девушка, которую терзают амбициозные мечты стать рок-звездой и уехать в США (потому что «это классика»). По той же «классике» у неё есть пара подруг, десятки знакомых, плохие отношения с родителями и парень, который ей нравится. Перед нами празднование Нового года большой компанией Элеоноры, музыка SOAD и играющие гормоны в палитре от обид до поцелуев. Юная девушка и её подруги — абсолютно не определившиеся в жизни подростки, которые не знают, чего хотят: то ли заниматься тем, что нравится, то ли «найти парня и успокоиться».

Ближе к финалу Элеонора бросает одно важное замечание: больше всего она боится стать «серой, бесформенной, как эти взрослые». Кажется, и сама Елена Дашкова солидарна с позицией героини. Потому её картина — нарочито живая и яркая, совсем не «как у взрослых». Трясущаяся камера компенсируется живым общением режиссёра (он же оператор) с героем, а негатив из прошлого можно выкинуть с балкона вместе с петардой, чтобы постараться жить счастливым настоящим. Если бы Александр Горчилин снимал документальную «Кислоту» (с поправкой на возраст, про 15-летних), фильм мог бы выглядеть примерно так. Впрочем, чуть ближе по духу этому кино «Комбинат „Надежда”» Наталии Мещаниновой: те же порывы «свалить», та же беспечность, тот же «маятник» главного героя.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (07 декабря — 21:30; 10 декабря — 20:30)

Тимур Алиев

Игра в классики (2018, Россия)
Режиссёр: Дарья Демура
Мировая премьера: 22-й фестиваль документального кино в Йиглаве / 22nd Jihlava International Documentary Film Festival (2018)

Психологическая документальная драма, ярчайшим образом демонстрирующая пагубное влияние состояния неопределённости, которое сметает всё на своём пути. В объективе — молодая пара, Матвей и Катя. С первых же минут нас бросают в эпицентр разборок: Катя не так давно возобновила общение с их общим другом из Беларуси, это общение, по всей видимости, перешло границы «обычного», что не очень-то понравилось Матвею. Дальше классика:

— Ты меня больше не хочешь. Теперь ты любишь его?
— Нет, я этого не говорила, ты сам всё придумал.
— Но ты приехала и рассказала мне о чувствах к нему.
— У меня чувства к вам обоим, хватит на меня давить!

Такая ситуация в «лучших» российских семейных традициях могла быть разрешена после одной крупной ссорой, нескольких разбитых тарелок и, вероятно, то ли бурной страстью, то ли громким разрывом. Однако во вселенной Дарьи Демуры, выпускницы Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, мы наблюдаем целую плеяду увлекательных диалогов между героями о значении чувств, месте этих людей в жизнях друг друга. На фоне вереницы разговоров на повышенных тонах нам показывают друзей Матвея и Кати, приехавших к ним погостить. Спокойствие и радушие пожилых людей из Берлина, гармония их сосуществования отлично работают на контрасте с неопределённостью и хаосом в отношениях молодой пары.

Смотреть:
в Москве (07 декабря — 20:30; 09 декабря — 22:30);
в Санкт-Петербурге (07 декабря — 19:30)

Тимур Алиев

Край земли (2018, Россия)
Режиссёр: Дмитрий Степанов
Премьера: 12-й фестиваль документального кино «Артдокфест» (2018)

Друзья-товарищи Саша и Юра вот уже тридцать лет работают могильщиками на кладбище. Один бывший спортсмен, подорвавший здоровье. Второй — несостоявшийся учёный-физик, бросивший науку в 90-е ради заработка. С годами обоим сложнее работать на кладбище: копать землю, в частности зимой, становится всё сложнее, особенно если тебе уже за 60. К мужикам приходит новый напарник — разорившийся бизнесмен Алексей, который надеется быстро «хорошенько» подзаработать. Но с кладбища по собственному желанию просто так не уходят.

Сложно представить, что работа могильщиком на кладбище способна сблизить такие диаметрально разные характеры, как у мужчин в кадре. Однако это происходит, отчасти за кадром, отчасти на наших глазах. Камера частенько улетает к небесам, «смотря» на наших героев сверху, демонстрируя масштабы проделанной ими работы. В остальное время мы познаём плюсы и минусы работы на кладбище и даже несколько забавных историй, связанных с этой трудовой деятельности, которые приключались время от времени. Градус драматизма накаляется к финалу, когда на смену одному поколению могильщиков приходят другое, представители которого на кладбище, как и их предшественники, надеются лишь временно переждать, пока не найдётся что-то «приличное». Вот уж действительно, «нет ничего более постоянного, чем временное».

Смотреть:
в Москве (09 декабря — 20:30; 11 декабря — 22:00);
в Санкт-Петербурге (07 декабря — 18:00)

Тимур Алиев

Коля как зеркало русской революции (2018, Беларусь, Россия)
Режиссёр: Александр Зубовленко
Премьера: Апрель 2018, Беларусь

У юноши по имени Коля в планах — найти любовь всей жизни и создать политическую партию. Однако реализовывать всё это он не торопится. Весь фильм Коля хаотично перемещается из одного конца Москвы в другой, беседуя с родителями, знакомыми и просто случайными прохожими.

Кажется, что это фильм лишь об одном представителе подростков, вышедших не так давно на те самые «молодёжные» митинги Алексея Навального. Однако в действительности Коля олицетворяет целое поколение таких же подростков: потерявшиеся, безответственные, не имеющие ни ясных желаний, ни чётко сформулированных целей в жизни. Мы видим, как парень начинает беседы с разными людьми, но везде выглядит чужеродным элементом, который пытается разломать механизм, но ничего не предлагает взамен.

Коля как зеркало русской революции 2018
Кадр из фильма «Коля как зеркало русской революции» / Артдокмедиа

Все желания Коли навязаны чужими примерами: создать собственную партию, как Навальный; подцепить девушку, как однокурсник. Попытка эксплуатации философии модного течения «Антихайп» порождает ещё больше вопросов к юноше и таким, как он. Будь наш герой немного разборчивее, казался бы Евгением Базаровым наших дней. На деле лишь заплутавший в собственных бреднях ребёнок.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (09 декабря — 21:00; 12 декабря — 19:00)

Тимур Алиев

Мээрим (2018, Россия, Кыргызстан)
Режиссёр: Александра Речкалова
Премьера:  12-й фестиваль документального кино «Артдокфест» (2018)

Картина о частном детском доме, который организовала Гульнара (дети зовут её «мамой»). Дом располагается в курортном комплексе Иссык-Ата, который известен целебными горячими источниками. Когда-то в 90-х его купил бизнесмен, а потом передал в дар.

Мээрим 2018
Кадр из фильма «Мээрим» / Артдокмедиа

На землю и строение претендует курортный профсоюз: через депутата на Гульнару и её 142-х детей постоянно осуществляются нападки, инициируются проверки. Её саму обвиняют в эксплуатации детского труда, продаже детей на органы и других ужасных вещах. Подноготная этих обвинений банальна и очевидна — всё дело в деньгах, которые можно зарабатывать на этом курорте, если бы детского дома не было. Вместе с детьми, как маленькими, так и уже взрослыми, Гульнара стойко держит удары судьбы.

Смотреть:
в Москве (08 декабря — 14:00; 11 декабря — 17:00)

Тимур Алиев

Печать царя Соломона (2018, Россия)
Режиссёр: Майя Гимаева
Премьера:  18-й фестиваль документального кино «Флаэртиана» (2018)

Майя Гимаева продолжает линию документальных картин-портретов: первая её работа «Стыдно быть несчастливым» рассказывала о Джордан Фрай — девушке, переехавшей в Россию из США ради театра. Второй полнометражный документальный фильм выпускницы журфака Высшей школы экономики представляет нам крайне необычным художника-визионера Романа Черпака. Этот мужчина, являясь уроженцем Днепропетровска, 10 лет прослужил в израильской армии. Будучи снайпером, стал после службы фотографом, дескать оптика винтовки напоминает оптику фотоаппарата.

Сейчас у Романа своя галерея-студия в центре Венеции, в которой он выставляет свои работы и преподаёт. Перфоманс Черпака не заканчивается ни на минуту: в его галерее всегда можно встретить необычных посетителей, говорящих как на итальянском, так и на английском, русском или украинском. Роман под взором камеру создаёт свой вариант «Экклезиаста», владея языком оригинала, но вместо пергамента бессмертные строки он наносит на тела многочисленных натурщиц.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (09 декабря — 13:00; 12 декабря — 23:00)

Тимур Алиев

Голова. Два уха (2017, Россия)
Режиссёр: Виталий Суслин
Премьера: 28-й кинофестиваль «Кинотавр» (2017)

Знакомьтесь — Иван Сергеевич Лашин, скотник в колхозе в Воронежской области. Как-то раз к дому Ивана Сергеевича (именно так представляется сам герой) подъезжает внедорожник, вышедший из него мужчина зовёт нашего наивного героя в город — будет Иван Сергеевич охранником. Никакой радости в колхозе нет, разве что можно перекинуться с мамой парой слов да выпить энергетика, поэтому скотник радостно хватает паспорт и уезжает в город. Естественно, никакой работы Лашину нет, а на его паспорт мошенники берут множество кредитов и займов. Вскоре Иван Сергеевич останется один.

Голова. Два уха 2017
Кадр из фильма «Голова. Два уха» / Артдокмедиа

Когда-то режиссёр Виталий Суслин познакомился с крестьянином Иваном Лашиным. Недавно с ним случилась неприятная история, о которой он поспешил рассказать режиссёру. Так и родился фильм. В главной роли выступил также Иван Лашин. Жизнь его тосклива и бесперспективна, колхоз умирает, дома его ничего не держит, оттого так и манит город. Пусть это лишь обманчивые яркие огоньки торговых центров и заснеженные улицы, по которым с большим трудом передвигается Иван Сергеевич. Город отталкивает и не принимает героя, здесь его никто не ждёт и рассчитывать ему не на кого. Человек человеку волк. Ещё большой вопрос: где ему хуже — в городе или в деревне? Таков сказ о маленьком человеке в XXI века.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 17:00)

Максим Ершов

Интересная жизнь (2018, Россия)
Режиссёр: Анна Яновская
Премьера: 16-й фестиваль кино и театра «Амурская осень» (2018)

Алексей Юдников в роли Алексея Юдникова, Костас Марсан играет Костаса Марсана, Сергей Потапов — Сергея Потапова, Степан Бурнашёв — Степана Бурнашёва и так далее.

Московский актёр Алексей участвует в моноспектаклях, ведёт видеоблог, общается с немногочисленными поклонницами. Вряд ли о такой карьере он мечтал. Поэтому, когда его приятель Сергей Потапов приглашает сняться в своём новом фильме, Алексей соглашается и отправляется в Якутск.

Интересная жизнь 2018
Кадр из фильма «Интересная жизнь» / Артдокмедиа

Последние годы якутское кино на большом подъёме. Снимают его в основном на якутском языке с крошечным бюджетом, в местном прокате оно успешно конкурирует с голливудским продуктом. Московский актёр познакомится не только с местными кинозвёздами, но и немного погрузится в якутскую культуру. Начало пути — Якутск, конец — неизвестность.

Смотреть:
в Москве (07 декабря — 21:00);
в Санкт-Петербурге (11 декабря — 21:50)

Максим Ершов

Мира (2018, Россия)
Режиссёр: Денис Шабаев
Премьера: 29-й кинофестиваль «Кинотавр» (2018)

Словак Мирослав Рогач (он же Мира) — человек с очень богатой биографией, которая постепенно раскроется по ходу действия фильма. Для начала будет достаточно сказать, что последние годы жил он в Англии, но всё равно тосковал по славянскому миру. В Skype’е он знакомится с девушкой из Луганска, которой иногда финансово помогает. В декабре он делает сюрприз и приезжает к ней, а у неё есть сюрприз для него — таких «любовников по переписке» много. Романтической линии конец. Что тогда делать нашему словаку, куда пустить свои лучшие порывы? Можно, например, начать реставрировать советские памятники — соль русского мира.

Мира 2018
Кадр из фильма «Мира» / Артдокмедиа

Докудрама — наверное, так точнее всего описать жанр картины. Актёры играют сами себя и довольно произвольно реагируют на предложенные режиссёром сценарные поворота. Донбасс, советские памятники — всё это болезненные и нерешаемые вопросы. Ни в документальном, ни в художественном смысле. Тогда остаётся бродяга-словак, вроде и наш, но и не очень, блуждающий по вечно серому, туманному, словно навечно замёрзшему Луганску.

Смотреть:
в Москве (10 декабря — 22:00);
в Санкт-Петербурге (09 декабря — 21:00)

Максим Ершов

Невод (2017, Россия)
Режиссёр: Александра Стреляная
Премьера: 2-й Уральский открытый фестиваль российского кино (2017)

Аня (Мария Боровичёва) уезжает из деревни на берегу Белого моря в город. Её родители погибли, воспитывает её дед. Аня утверждает, что ей 18 лет. В городе она знакомится с двумя братьями в исполнении Юрия Борисова и Никиты Кукушкина. Короткая встреча с одним закончится недопониманием, девушка вернётся в родную деревню, второй брат отправится на её поиски. Кажется, он не успел рассказать ей о своих чувствах.

Художественного в «Неводе» гораздо больше, чем документального. Об этом можно судить даже по числу профессиональных актёров в кадре, в основном молодых и талантливых. Сюжет несколько раз меняет направление, предугадать, к чему всё идёт, довольно трудно. В некотором роде это противоборство города и деревни, т.е. нового уклада жизни и старого. С другой стороны, это снова разговор о стариках и молодых. В конечном же счете, городские могут уживаться с деревенскими, а молодые — со стариками. Иногда для взаимопонимания им просто не хватает моря. Например, Белого.

Смотреть:
в Москве (08 декабря — 21:30);
в Санкт-Петербурге (11 декабря — 18:00)

Максим Ершов

Хоминг – инстинкт возвращения (2018, Россия)
Режиссёр: Александр Зарчиков
Премьера: 12-й фестиваль документального кино «Артдокфест» (2018)

Хоминг — это способность животных после миграций возвращаться к месту своего обитания. Каждое лето стада лосося возвращаются на нерест на остров Сахалин, правда число их стремительно сокращается. Родители Вани не живут вместе, но отец берёт его в путешествие по острову, чтобы всё-таки угнаться за лососем и показать его сыну.

Хоминг - инстинкт возвращения 2018
Кадр из фильма «Хоминг - инстинкт возвращения» / Артдокмедиа

Режиссёр в прошлом — штурман на судах рыболовецкого флота Дальнего Востока. Он же и исполнитель одной из главных ролей. Постановочные в этом фильме только отец и сын, а вот вписаны они в совершенно реальный быт рыбаков, браконьеров, да и простых сахалинцев. Почему лосося стало меньше? Можно ли восстановить его экосистему? Героев ждёт много интересных встреч и открытий о родной земле и её обитателях.

Смотреть: на сайте «Артдокмедиа» (08 декабря — 21:00; 11 декабря — 11:00; 19:00)

Максим Ершов

Акварель / Aquarela (2018, Великобритания, Германия, Дания, США)
Режиссёр: Виктор Косаковский
Мировая премьера: 75-й Венецианский кинофестиваль / 75th Venice International Film Festival (2018)

Любой новый фильм Виктора Косаковского — живого классика российской документалистики — уже событие. В отношении «Акварели» это утверждение справедливо вдвойне. Это первый фильм в формате 96 кадров в секунду, а потому, естественно, смотреть его стоит исключительно на большом экране. Правда, пока в таком формате в России его не увидеть.

Главное действующее лицо ленты — вода. Во всех её проявлениях и настроениях. Байкал, Майами, Гренландия, Венесуэла… Вода как основа основ. Очень сложно найти внутренний сюжет в картине фактически без людей, для режиссёра это настоящий вызов. Чтобы это сработало, зрителя приходится перенести в самую гущу событий — на ледник или в эпицентр урагана. Вот тогда оторваться уже очень сложно. И остаётся лишь удивляться происходящему на экране.

Смотреть:
в Москве (12 декабря — 19:30)

Максим Ершов

Обложка: Кадр из фильма «Уроки мужества» / Артдокмедиа

Когда: 06–12 декабря
Где:
кинотеатр КАРО 11 Октябрь (Москва, улица Новый Арбат, дом 24)
кино&театр Angleterre Cinema Lounge (Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 24)

Подробности на сайте кинофестиваля